Практикум «Развитие творческого потенциала педагогов в проектной деятельности» |
Педагогика | |||
Автор: Гульбинова Виктория Аркадьевна | |||
19.01.2025 11:12 | |||
Практикум «Развитие творческого потенциала педагогов в проектной деятельности» Воспитатель: Гульбинова В.А МБОУ Наро-Фоминская СОШ № 5 СУИОП, дошкольное отделение Цель: совершенствование профессионального мастерства педагогов, оказание помощи обрести уверенность в себе, повышение творческого потенциала. Проектная деятельность способствует развитию творческих навыков у педагогов. Она стимулирует к постоянному самосовершенствованию, поиску новых знаний, раскрытию творческого потенциала. Проведение инновационных процессов в образовании немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как достичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пределе? Или не стоит пытаться «прыгнуть выше головы»?
Писатель Виктор Пекелис в статье «Твои возможности, человек» говорит о том, что недогрузка мозга не только не замедляет его развитие, но и приучает к ограниченности мышления, к отказу от творческих решений. В то же время, призывая работать на пределе, ученые, тем не менее, предупреждают о трудной задаче — определить свою личную границу возможностей. Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса (известный режиссер, который написал материалы для проведения тренингов развития креативности) так: “Трудное сделать привычным, привычное — легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества. Итак, переходим к практической деятельности. Я предлагаю вам несколько заданий. Все задания носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявят потенциальные возможности, наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров. Задание 1 «Презентация» Цель: выяснить, что вы знаете о ДОУ, в котором работаете, как можете донести эту информацию до родителей, детей. Ведущий: Презентация (в переводе с латин.) означает – «представление». Наш детский сад тоже нуждается в представлении. Разделимся на 2 команды: 1 команда готовит представление на настоящий д/с, а 2 команда – д/сад будущего. Что мы знаем о нем? Год создания? Чем отличается наш детский сад от других? На листе ватмана предлагаю нарисовать рекламный плакат нашего детского сада. У вас есть 10 мин., чтобы изложить на листе бумаги наиболее важные сведения о ДОУ и попробовать рассказать о них коллегам увлекательно. Задание 2 «Сочини рассказ» Как говорил К.Д. Ушинский «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Педагогам предлагается сочинить маленький рассказ (всего из 20 слов, чтобы все слова начинались на букву) – «р», «с». Задание 3 «Применение» (использование предметов) Инструкция: «Придумайте как можно больше способов применения …»
Задание 4 «Свободная дискуссия на тему «Что такое креативность?» Педагогам предлагается в свободной форме высказать свое мнение о сущности термина «креативность». Беседу можно стимулировать следующими вопросами:
- Есть ли профессии нетворческие? Почему? Нет нетворческих профессий, есть люди, не умеющие или не желающие творчески подходить к своему труду. …
Эти упражнения позволяют педагогам через описание противоположностей осознать, что такое педагогическое творчество и в чем оно проявляется. Что же все-таки предстоит предпринять, чтобы стать креативным человеком. Знаете, какое различие делал Гилфорд (американский психолог) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Пожалуй, на этом можно остановиться, потому что перечисление факторов, влияющих на креативность, займет немало места: тут и наблюдательность, и умение идти на риск, и отсутствие стереотипов, и склонность к самообучению, и способность к игре, и умение сопереживать, и эмоциональная вовлеченность в работу. Все мы интуитивно прекрасно понимаем, что такое креативность. Остается только не задушить ее в себе. Психологический анализ дня, жизни (рефлексия) Саморазвитие личности связано с механизмом рефлексии (самоанализа). Предлагаем Вашему вниманию одну из методик. Используя пальцы руки, проводим рефлексию прожитого дня (названые пункта анализа совпадает с первой буквой в названии пальца руки).
Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называется потерянным днем. (В. Осеева «Потерянный день»). Талантом можешь ты не быть, но творческим ты быть обязан!
|