Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие с детьми ОВЗ в дошкольных группах: реализация ИОМ, создание специальных условий и социализация обучающихся.
Педагогика
Автор: Филиппова Н. В.   
09.01.2025 07:49

Взаимодействие с детьми ОВЗ в дошкольных группах: реализация ИОМ, создание специальных условий и социализация обучающихся.Взаимодействие с детьми ОВЗ в дошкольных группах: реализация ИОМ, создание специальных условий и социализация обучающихся.

Не надо плыть по течению, не надо плыть против течения, надо плыть туда, куда тебе надо. Михаил Жванецкий

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольные группы – это важный шаг на пути к инклюзивному образованию. Для успешной интеграции таких детей необходимо создать условия, способствующие их всестороннему развитию и социализации. Любая образовательная организация обязана реализовывать инклюзивную практику: в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29. 12. 2012 года говориться, что каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Педагоги и родители также понимают и осознают важность создаваемых условия, для успешного образования детей с ОВЗ.

 

Инклюзивная образовательная модель.

Инклюзивная образовательная модель предполагает создание единого образовательного пространства для всех детей, где учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ.

Родитель при получении заключения ЦПМПК предоставляет его в образовательную организацию и подает заявление о предоставлении специальных условия. После чего начинается всеобъемлющая работа с конкретным ребенком.

При посещении дошкольного учреждения, обучающемуся оказывается помощь коррекционных специалистов, по тем направлениям работы, которые рекомендует ЦПМПК. В первую очередь любой ребенок проходит адаптационный период и здесь очень важно сопровождение всех специалистов, особенно психолога, и всех участников образовательного процесса. Родители в свою очередь являются важным звеном в успешной адаптации ребенка, взаимодействие семьи и педагогов позволяет ребенку пройти этот период наиболее комфортно и быстро.

По результатам диагностики специалисты коррекционной службы составляют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в котором учитываются все дефициты и ресурсы ребенка. Каждый специалист, педагоги и родители могут внести свои коррективы в процессе реализации образовательного маршрута. Согласно Адаптированной образовательной программы, рекомендованной обучающемуся, педагоги понимают на какие целевые ориентиры должны опираться в реализации ИОМ. По мере прохождения маршрута у обучающегося могут возникать некоторые сложности или, наоборот, ребенок при совместных усилиях с учетом индивидуальных ресурсов и компенсаторных возможностей показать значительный прогресс в освоении ИОМ. В любом случае задача участников образовательного процесса создать условия позволяющие как можно успешнее реализовать освоение АОП в полном объеме.

Что же включает в себя реализация ИОМ в работе с детьми ОВЗ:

  • Индивидуальные образовательные программы (ИОП): Разрабатываются с учетом специфики нарушений развития ребенка и включают в себя цели, задачи, содержание и методы обучения.
  • Индивидуальная поддержка: Предоставляется квалифицированными специалистами (логопедами, психологами, дефектологами) в рамках коррекционной работы.
  • Модификация учебных материалов: Учебные материалы адаптируются к особенностям восприятия и познавательной деятельности ребенка с ОВЗ.
  • Создание доступной среды: Оснащение групповой комнаты, игровой площадки и санузла для детей с различными потребностями (пандусы, поручни, адаптированная мебель, оборудование).
  • Сотрудничество с родителями: Важна тесная работа педагогов с родителями, участие которых в воспитательном и коррекционном процессе является важным фактором успешного развития ребенка.
  • Повышение квалификации педагогов: Необходима регулярная подготовка педагогов к работе с детьми ОВЗ.

Создание специальных условий:

  • Специально оборудованные помещения: Отдельные комнаты для проведения коррекционных занятий, оборудование для детей с различными нарушениями (сенсорные комнаты, развивающие центры).
  • Специальные пособия и материалы: Учебные пособия, дидактические игры, адаптированные для детей с ОВЗ.
  • Технологии вспомогательной реабилитации: Применение современных технологий, облегчающих обучение и развитие детей с ОВЗ.
  • Организация групповой работы: Создание групп с учетом особенностей детей (смешанные группы, группы с детьми ОВЗ).
  • Проведение индивидуальных занятий: Специальные занятия для детей с ОВЗ, направленные на коррекцию нарушений и развитие компенсаторных механизмов.

Социализация детей ОВЗ:

  • Включение в игровую деятельность: Организация совместных игр с детьми без ОВЗ, создание инклюзивной игровой среды.
  • Развитие коммуникативных навыков: Поощрение общения детей, развитие навыков межличностного взаимодействия.
  • Формирование чувства принадлежности: Создание атмосферы принятия, уважения и поддержки среди всех детей в группе.
  • Взаимодействие с родителями детей без ОВЗ: Объяснение особенностей развития детей с ОВЗ, поощрение толерантного отношения к одноклассникам.

Заключение:

Включение детей с ОВЗ в дошкольные группы – это сложный, но необходимый процесс. Реализация ИОМ, создание специальных условий и активное участие всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, специалистов) позволяют сделать этот процесс эффективным, содействуя полноценному развитию и социализации детей с ОВЗ.

Воспитатель ГБОУ Школа №1517 Филиппова Н. В.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год