Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сущность индивидуального подхода к детям, принцип его организации
Педагогика
Автор: Польникова Татьяна Владимировна   
09.01.2025 09:00

Сущность индивидуального подхода к детям, принцип его организацииСущность индивидуального подхода к детям, принцип его организации

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку».

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

 

Единственным исследованием на эту тему явилась работа Я.И. Ковальчук "Индивидуальный подход в воспитании ребенка". В ней отмечалось, что в теории современной педагогики индивидуальный подход рассматривается как широкий принцип, предполагающий обучение и воспитание коллектива детей, осуществляемое посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом знания его особенностей и условий жизни. Подчеркивается, что индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, "если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения; определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми"

Определим ведущие принципы индивидуального воспитания детей дошкольного возраста:

  • принцип гуманизма: отношения к ребенку как к ценности, признание права на свободное развитие и реализацию своих природных способностей, уважение к уникальному своеобразию каждого ребенка и его семьи.
  • принцип целостности, организации воспитания как системного педагогического процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие личности. Предполагает восприятие педагогом ребенка не как набора отдельных характеристик, а целостного образования; предполагает преемственность в реализации направлений и этапов воспитательной работы всех социальных институтов;
  • принцип активности, развития в дошкольном возрасте самостоятельности, творческого отношения к жизни и различных видов деятельности, формирования у ребенка критичности, способности делать собственные выборы, принимать решения и отвечать за их последствия, саморазвития;
  • принцип культуросообразности, органическое сочетание индивидуального развития с формированием у дошкольника базиса личностной культуры, его сбалансированность с национальной культурой русского народа, родным языком, традициями, обычаями, обеспечение преемственности и наследственности поколений;
  • принцип вариативности программных задач, учебно-воспитательной среды, материальной среды, развивающего оборудования. Именно в процессе создания разнообразной среды, обогащения методического, дидактического арсенала у каждого педагога возникает возможность варьирования содержания воспитательной работы, поиска и использования методов и приемов работ, максимально эффективных для обучения и воспитания каждого ребенка;
  • принцип индивидуального подхода, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: содержание, формы и методы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта ребенка и индивидуальной помощи ему. Реализация этого принципа предполагает создание педагогом благоприятных условий для естественного и постепенного развития ребенка.

Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но и дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, он должен пронизывать всю образовательную и воспитательную работу: при проведении НОД, в режимных моментах, во время прогулок, в самостоятельной деятельности.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном воспитании.

Таким образом, индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ребенка в целях обеспечения гармоничного, целостного его развития.

Список использованной литературы

  1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е издание.
  2. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2010. — 112 с.
  3. Батырханова С. А. Особенности индивидуального подхода к воспитанникам в процессе реализации образовательной деятельности по развитию речи в ДОО [Текст] / С. А. Батырханова, С. М. Айтуганова //Тенденции развития науки и образования. — 2019. — Nº 46-1. — С. 13-15.
  4. Газимова Т.Р. Определенне содержання понятий «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения» [Текст] / Т.Р. Газимова // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2021. — Nº5.
  5. Маханева М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ Организацнонно-методический аспект [Текст] / М.Д. Маханева. — М.: Сфера, 2014. – 309 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год