Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Голос ребенка» в предметно-пространственной развивающей среде.
Педагогика
Автор: Мацук Юлия Сергеевна   
17.12.2024 11:10

«Голос ребенка» в предметно-пространственной развивающей среде.«Голос ребенка» в предметно-пространственной развивающей среде.

«Среда воспитывает человека… Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды» (Л. С. Выготский).

С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие: «Говорящая среда». Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим нормативным полем- ФГОС дошкольного образования, а так же ФОП ДО.

На современном этапе наметилась трансформация образования, современные позиции педагога приобретают новое звучание, а именно: обучающиеся теперь — активные участники, равноправные субъекты образовательной деятельности.

 

Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его опыт и продуктом является освоение уже известного образца, то в зоне актуального развития взрослый следует за ребенком, помогает его активности. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, АР – развитие, ориентированное на будущее.

Где и через какие образовательные практики ребёнок может реализовать себя

Развивающаяся предметно-пространственная среда:

  • центры детской активности в группах
  • образовательные пространства на территории ДОУ

Новые образовательные практики:

  • проектная деятельность
  • голос ребёнка
  • технологии эффективной социализации.

А теперь, подробнее про «голос ребёнка». Вообще, про «Голос ребёнка» впервые заговорили в итальянской области Эмилия-Романья, где возник Реджио-подход. Основатель Реджио-педагогики ЛорисМалагуцци говорил о том, что у ребёнка есть 100 языков самовыражения (и движение, и конструирование, и скульптура, и другие языки, но обычно 99 из них у ребёнка отбирают, оставляя для самовыражения только язык слов). Задача взрослого — не отбирать, а, напротив, предоставить возможность детям представлять свои мысли и идеи разными способами.

То есть, голос ребёнка – это про детские идеи, детские смыслы, детскую субкультуру, детскую картину мира. В системе Реджио есть особые правила, позволяющие услышать «Голос ребёнка»:

В системе Реджио есть особые правила, позволяющие услышать «Голос ребёнка»:

  • Особая роль взрослого, направленная на совместное исследование. Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям. То есть образование идёт от ситуаций, вопросов и тем, которые заинтересовали детей.
  • Детская документация.

К документации относится запись детской речи – печатными буквами: комментарии, диалоги, обсуждения, подписи рисунков, интересные фразы, истории, гипотезы, а так же фотографии, видео, детские работы, планы, расписание и т.д.

Документация показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность! А значит и он сам очень ценен для мира!

Принципиально важно не объяснять и не оценивать слова и жесты детей, а просто фиксировать и «возвращать» детям в точности. Такие записи в Реджио часто пересматриваются и обсуждаются вместе с детьми. Фото детских построек и скульптур можно найти в среде детского сада Реджио.

Дети сами делают записи правил, схем, результатов опытов, наблюдений.

Имеют возможность сохранять свои рисунки, записи на планшетах.

Составляют расписание и самостоятельно выбирают тему для изучения.

Записываю то, что хотят узнать и то, о чем хотят рассказать на общем собрании.

Фиксируют результаты…

Запись "слово-в-слово" за ребенком важна, потому что часто взрослые подменяют детские ответы своим содержанием, додумывают их, искажают. Им кажется, что они знают ребёнка и знают, что он думает или может думать. Но только не привнося своего и задавая массу уточняющих вопросов, мы можем увидеть настоящую детскую картину мира.

  • Развивающая среда – это третий педагог.

Приветствуется большое количество разнообразных материалов для творчества и самовыражения ребёнка на полках в открытом доступе. Материалы детской документации также появляются в среде: собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Таким образом, правильно организованная «говорящая среда» даёт возможность детям почувствовать себя полноправными хозяевами своего пространства, проявлять активность и инициативность, осознавать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело. А педагог имеет возможность услышать голос каждого ребёнка.

Дети способны нас удивить и приоткрыть свой удивительный мир детства) Нужно лишь услышать тот самый Голос ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год