Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Педагогика
Автор: Ахметзянова Лилия Илдаровна, Ермолаева Елена Юрьевна, Мухамедзянова Лилия Бариевна   
17.09.2024 09:43

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

АННОТАЦИЯ.

Социализация детей с аутистическим спектром расстройств представляет собой сложный процесс, включающий усвоение опыта общественной жизни. Она включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальные нормы поведения, виды деятельности и формы общения. Процесс социализации в значительной мере зависит от общества, в котором осуществляется социальная среда. Главными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, а также различные социальные институты.

Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации детей с аутизмом, основанный на профессиональном подходе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Социализация, аутистическое расстройство,

 

Изучение процесса социализации является важным в современной психологии и педагогике, так как он связан с психическим развитием личности и ее способностью адаптироваться в обществе. Понятие "социализация" было введено Бандурой и Кольманом и означает процесс моделирования или обучения через наблюдение. Социализация представляет собой активность личности, обусловленную потребностью принадлежать к обществу. По мнению Мещерякова, социализация понимается как процесс усвоения социальных норм поведения, знаний и навыков, психологических установок, необходимых для успешной реализации личности в обществе.

Социализация детей с аутистическими расстройствами — это сложный процесс освоения социального опыта. Он включает в себя усвоение норм общения, поведения и видов деятельности. Этот процесс в значительной степени зависит от общества, в котором ребенок находится. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения и различные социальные институты.

Из-за разнообразия аутистических расстройств и их проявлений, необходимо использовать комплексный подход к социализации детей с аутизмом. Преодоление этих нарушений представляет собой сложную задачу, поскольку базовые механизмы взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом нарушены. Они имеют трудности в приобретении опыта и ориентации на опыт других людей. Отсутствие социальных ориентиров начинается уже в раннем возрасте.

На данный момент не существует медикаментозного лечения аутизма, так как механизмы возникновения заболевания неизвестны. Есть только некоторые препараты, которые могут временно снизить выраженность некоторых симптомов, связанных с повышенным возбуждением.

Единственный выход — психологическая и педагогическая коррекция поведения. Самым эффективным методом считается методика прикладного анализа поведения, основанная на принципах бихевиоризма. Поведение обусловлено причинами и имеет последствия, которые могут поддерживать или угасать его. Коррекция поведения осуществляется путем манипуляции внешними стимулами, чтобы формировать нужные навыки и устранять нежелательное поведение. Сложные навыки разбиваются на маленькие действия, которые затем объединяются в цепочку, образуя сложное действие.

Однако, часто не удается преодолеть все трудности развития, поэтому необходимо, чтобы движение было двусторонним. Социализация — это жизнь в обществе: учеба в школе, посещение музеев, театров, магазинов, получение профессии. Возможности социализации ребенка зависят от возможности общества принять его. Сейчас развивается инклюзивное образование, где дети с особенностями развития могут учиться в обычных школах, и школы должны иметь возможность принять любого ребенка. Это сложный и трудный путь, который плохо продуман и мало понятен его участникам, и для каждого ребенка он может быть неудачным. Современные дети будут знать, что среди нас есть люди с особенностями развития, такими как аутизм, синдром Дауна и другие заболевания. Таким образом, люди с аутизмом будут менее изолированы от общества. Чем больше общество будет осведомлено о своей неоднородности, тем легче оно будет принимать различных людей и включать людей с особыми потребностями.

В заключение, социализация детей с аутизмом – это сложный, но вполне осуществимый процесс. Она требует терпения, понимания и грамотной работы со специалистами. Однако, результаты этой работы могут быть невероятно значимыми и положительными для самого ребенка и его окружения.

Профессиональный подход к социализации детей с аутизмом включает в себя не только специальные программы и техники, но и понимание индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это означает, что специалисты должны быть готовы адаптировать свои методы под конкретного ребенка, учитывая его интересы, способности и особенности.

Одним из ключевых аспектов успешной социализации детей с аутизмом является включение их в общество. Работа с такими детьми должна проводиться не только в специализированных центрах или школах, но и в обычных учебных заведениях. Важно, чтобы дети с аутизмом имели возможность общаться и взаимодействовать со сверстниками без особых нужд.

Кроме того, социализация детей с аутизмом должна включать работу не только с самими детьми, но и с их семьями. Родители и близкие люди играют ключевую роль в процессе адаптации и социализации ребенка. Поэтому важно обеспечить им необходимую поддержку, обучение и консультации.

Следует отметить, что социализация детей с аутизмом – это длительный процесс, требующий систематической и последовательной работы. Однако, с помощью профессиональных методов и подходов, ребенок с аутизмом может достичь заметного прогресса в своем развитии и социальной адаптации.

Таким образом, социализация детей с аутизмом – это сложная, но вполне осуществимая задача. Она требует усилий со стороны специалистов, родителей и окружающих людей. Однако, результаты этой работы могут быть невероятно значимыми для самого ребенка и его будущей жизни. Важно помнить, что каждый ребенок с аутизмом уникален, и социализация должна быть адаптирована под его индивидуальные потребности и особенности. Только так можно достичь положительных результатов и помочь этим детям стать полноценными членами общества.

  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм –М., 1993.
  2. Гилберт К., Питере Т., Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998.
  3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 1985.
  4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М., 1985.
  5. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
  6. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. — М., 1985.

Авторы:

  • Ахметзянова Лилия Илдаровна
  • Ермолаева Елена Юрьевна
  • Мухамедзянова Лилия Бариевна

воспитатели МАДОУ «Детский сад №381 комбинированного вида» Московского района г. Казань

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год