Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие познавательного интереса у дошкольников
Педагогика
Автор: Григорьева Татьяна Михайловна   
27.08.2024 14:48

Развитие познавательного интереса у дошкольниковРазвитие познавательного интереса у дошкольников

Григорьева Татьяна Михайловна, ГБОУ «Школа № 113» г. Москва,

Аннотация. В статье дается характеристика познавательного интереса, описываются этапы его развития у детей дошкольного возраста, приводятся основные условия и методы формирования познавательного интереса в условиях ДОУ.

Ключевые слова: познавательный интерес, психические процессы, условия развития, методы формирования.

Вопросу развития познавательного интереса дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Умственный подъем в дошкольные годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлеченность чем-то, тяготение к каким-либо определенным видам занятий.

 

Сегодня в центре внимания передовых педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимость использования личностно-деятельностного подхода, оказывающего решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка, и недостаточная компетентность педагогов в решении данной проблемы делают тему актуальной.

Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л.С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону [2].

Проблема развития познавательного интереса — одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает весьма сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития [5] Вопрос формирования познавательного интереса достаточно широко изучен педагогами и психологами Л.А. Венгером, Н.Г. Морозовой, М.И. Лисиной, Г.И. Щукиной.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой входит [1]:

  • наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность
  • накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой
  • создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В своём развитии познавательный интерес выражен различными состояниями. Различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными [10].

Отмечается поисковый характер познавательного интереса. Как особая направленность личности на познание окружающей действительности познавательный интерес характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу дошкольника от незнания к знанию, от менее полного к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.

Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами дошкольника, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств [4].

Отмечено, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии [8]:

  1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника.
  2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Проходя все этапы, ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений [5]:

  • постановка цели и планирование
  • прогнозирование возможных эффектов действия
  • контроль за выполнением действий
  • оценка результатов и их коррекция.

Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности. Дошкольный возраст — сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.

Ребенок начинает познание окружающего мира с «живого созерцания», с сенсорного процесса – восприятия. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Владея знаниями об особенностях развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста педагог, не должен забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослого, его руководство и организация.

Воспитание познавательного интереса осуществляется в общей системе умственного воспитания в непосредственно образовательной деятельности, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий.

Основное условие дальнейшего формирования познавательного интереса — широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним [7].

Следующими условиями для развития интереса должны быть:

  • детско-взрослая совместность: доброжелательность, эмоциональная вовлеченность педагога; создание ситуации успеха у дошкольников; благоприятный эмоционально-психологический климат; совместная деятельность педагога и ребенка.
  • поддержание детской активности: организованная среда может выступать как средство для поддержания детской активности: организация уголков экспериментирования (доступные, насыщенные; многообразные); моделирование элементов естественной среды; создание положительной обстановки для познавательной деятельности.
  • провоцирование детских вопросов. Для опытного педагога вопрос ребенка свидетельствует об определенной направленности интересов, о зрелости мысли, о стремлении осмыслить явления жизни. Умение задавать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими.
  • систематичность деятельности: проведение занятий несколько раз в неделю; создание ситуаций занимательности.

Одним из условий развития познавательного интереса являются дидактические игры и продуманные ситуации [9].

Знание и использование педагогом методов развития познавательного интереса способствует повышению познавательной активности воспитанников, формированию адекватной самооценки у детей в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты [3]:

  • когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира
  • деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка
  • эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Основными методами развития познавательного интереса у дошкольников являются [3]:

  • игровые технологии,
  • поисковая и исследовательская работа
  • проектная работа;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Используя все эти методы развития познавательного интереса, педагог дает возможность ребенку познать окружающий его мир через собственные ощущения, переживания и опыт взаимодействия с разными людьми, явлениями и предметами.

Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным [6].

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы дает возможность сделать выводы о том, что проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста посвящено немало исследований. Согласно психолого — педагогическим учениям, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу усвоения знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Под влиянием интереса у ребенка развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими он обращается к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Педагог должен знать особенности развития познавательного интереса на каждом возрастном этапе, уметь разглядеть у дошкольника интерес к какому-либо виду деятельности, создать все условия для того, чтобы превратить его в подлинный интерес к знаниям.

Основным условием развития познавательного интереса является создание положительного психологического климата в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с взрослым. Педагог должен побуждать ребенка к общению согласно потребностям и проблемам, которые волнуют дошкольника, это способствует углублению его познавательных интересов и активности.

В настоящее время педагогами используются традиционные и новые методы эффективного развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Эти методы могут применяться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности детей. Они позволяют формировать познавательную активность дошкольников, основанную на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.

При условии правильно организованного педагогического процесса, с учетом психологических особенностей, заинтересованность и любознательность дошкольников развиваются в устойчивый познавательный интерес.

Литература

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение. – 2009. – 176 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз». — 2007. 519 с.
  3. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. Педагогика. — 1977. – 304 с.
  5. Лисина М.И. // Вопросы психологии. – 2015. –№4. – с. 18-35.
  6. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Общение, личность и психика ребенка / Под редакцией Рузской А. Г. // Вопросы психологии. – 2012. — №4. — с. 5-14.
  7. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. // Дошкольное воспитание. — № 9 – 2011. – с.15-21.
  8. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л.А. Венгера. – М. Просвещение. – 2006. – 224 с.
  9. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: ИНТОР. – 2005. – 128 с.
  10. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. – М.: Педагогика. — 2004. – 330 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год