Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие познавательного интереса у дошкольников
Педагогика
Автор: Григорьева Татьяна Михайловна   
27.08.2024 14:48

Развитие познавательного интереса у дошкольниковРазвитие познавательного интереса у дошкольников

Григорьева Татьяна Михайловна, ГБОУ «Школа № 113» г. Москва,

Аннотация. В статье дается характеристика познавательного интереса, описываются этапы его развития у детей дошкольного возраста, приводятся основные условия и методы формирования познавательного интереса в условиях ДОУ.

Ключевые слова: познавательный интерес, психические процессы, условия развития, методы формирования.

Вопросу развития познавательного интереса дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Умственный подъем в дошкольные годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлеченность чем-то, тяготение к каким-либо определенным видам занятий.

 

Сегодня в центре внимания передовых педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимость использования личностно-деятельностного подхода, оказывающего решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка, и недостаточная компетентность педагогов в решении данной проблемы делают тему актуальной.

Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л.С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону [2].

Проблема развития познавательного интереса — одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает весьма сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития [5] Вопрос формирования познавательного интереса достаточно широко изучен педагогами и психологами Л.А. Венгером, Н.Г. Морозовой, М.И. Лисиной, Г.И. Щукиной.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой входит [1]:

  • наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность
  • накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой
  • создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В своём развитии познавательный интерес выражен различными состояниями. Различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными [10].

Отмечается поисковый характер познавательного интереса. Как особая направленность личности на познание окружающей действительности познавательный интерес характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу дошкольника от незнания к знанию, от менее полного к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.

Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами дошкольника, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств [4].

Отмечено, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии [8]:

  1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника.
  2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Проходя все этапы, ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений [5]:

  • постановка цели и планирование
  • прогнозирование возможных эффектов действия
  • контроль за выполнением действий
  • оценка результатов и их коррекция.

Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности. Дошкольный возраст — сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.

Ребенок начинает познание окружающего мира с «живого созерцания», с сенсорного процесса – восприятия. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Владея знаниями об особенностях развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста педагог, не должен забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослого, его руководство и организация.

Воспитание познавательного интереса осуществляется в общей системе умственного воспитания в непосредственно образовательной деятельности, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий.

Основное условие дальнейшего формирования познавательного интереса — широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним [7].

Следующими условиями для развития интереса должны быть:

  • детско-взрослая совместность: доброжелательность, эмоциональная вовлеченность педагога; создание ситуации успеха у дошкольников; благоприятный эмоционально-психологический климат; совместная деятельность педагога и ребенка.
  • поддержание детской активности: организованная среда может выступать как средство для поддержания детской активности: организация уголков экспериментирования (доступные, насыщенные; многообразные); моделирование элементов естественной среды; создание положительной обстановки для познавательной деятельности.
  • провоцирование детских вопросов. Для опытного педагога вопрос ребенка свидетельствует об определенной направленности интересов, о зрелости мысли, о стремлении осмыслить явления жизни. Умение задавать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими.
  • систематичность деятельности: проведение занятий несколько раз в неделю; создание ситуаций занимательности.

Одним из условий развития познавательного интереса являются дидактические игры и продуманные ситуации [9].

Знание и использование педагогом методов развития познавательного интереса способствует повышению познавательной активности воспитанников, формированию адекватной самооценки у детей в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты [3]:

  • когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира
  • деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка
  • эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Основными методами развития познавательного интереса у дошкольников являются [3]:

  • игровые технологии,
  • поисковая и исследовательская работа
  • проектная работа;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Используя все эти методы развития познавательного интереса, педагог дает возможность ребенку познать окружающий его мир через собственные ощущения, переживания и опыт взаимодействия с разными людьми, явлениями и предметами.

Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным [6].

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы дает возможность сделать выводы о том, что проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста посвящено немало исследований. Согласно психолого — педагогическим учениям, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу усвоения знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Под влиянием интереса у ребенка развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими он обращается к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Педагог должен знать особенности развития познавательного интереса на каждом возрастном этапе, уметь разглядеть у дошкольника интерес к какому-либо виду деятельности, создать все условия для того, чтобы превратить его в подлинный интерес к знаниям.

Основным условием развития познавательного интереса является создание положительного психологического климата в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с взрослым. Педагог должен побуждать ребенка к общению согласно потребностям и проблемам, которые волнуют дошкольника, это способствует углублению его познавательных интересов и активности.

В настоящее время педагогами используются традиционные и новые методы эффективного развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Эти методы могут применяться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности детей. Они позволяют формировать познавательную активность дошкольников, основанную на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.

При условии правильно организованного педагогического процесса, с учетом психологических особенностей, заинтересованность и любознательность дошкольников развиваются в устойчивый познавательный интерес.

Литература

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение. – 2009. – 176 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз». — 2007. 519 с.
  3. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. Педагогика. — 1977. – 304 с.
  5. Лисина М.И. // Вопросы психологии. – 2015. –№4. – с. 18-35.
  6. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Общение, личность и психика ребенка / Под редакцией Рузской А. Г. // Вопросы психологии. – 2012. — №4. — с. 5-14.
  7. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. // Дошкольное воспитание. — № 9 – 2011. – с.15-21.
  8. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л.А. Венгера. – М. Просвещение. – 2006. – 224 с.
  9. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: ИНТОР. – 2005. – 128 с.
  10. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. – М.: Педагогика. — 2004. – 330 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год