Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ средствами интерактивных технологий».
Педагогика
Автор: Т.Н. Лемягова, Н.Т. Орлова   
18.07.2024 06:03

«Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ средствами интерактивных технологий».«Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ средствами интерактивных технологий».

Авторы статьи: Т.Н. Лемягова, Н.Т. Орлова

Аннотация: В статье описаны интерактивные формы работы с педагогами, которые являются приоритетным направлением деятельности методической работы, они занимают особое место в системе управления дошкольным учреждением и способствуют повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.

Современный мир и наше современное общество не стоит на месте, постоянно развивается и вносит инновации в различные сферы деятельности. То, это будет медицина, экономика или педагогика. Люди стали более разносторонними, погружаются в Интернет, знакомятся с новыми идеями, инновациями.

Последнее десятилетие — время реформ в дошкольном образовании. Развитие дошкольных образовательных учреждений требует активизации методической работы с педагогическими кадрами, поиска ее новых форм и методов, отвечающих потребностям современной дошкольной педагогики. Руководителю, старшему воспитателю необходимо создать условия, в которых педагоги могли бы раскрыть свой творческий потенциал, воспитать в себе потребность непрерывного самообразования и ответственность за собственное развитие. На современном этапе развития образования требуется переосмысление всех используемых в методической работе форм и методов с тем, чтобы они обеспечивали активное включение каждого в единый процесс развития, в непосредственную деятельность. Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

 

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению и росту специалиста.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических знаний и практических умений осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов — достижение таких важнейших целей, как:

  1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
  2. Повышение уровня активности и самостоятельности.
  3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В нашем учреждении используются следующие формы работы:

Консультация — парадокс или консультация с запланированными ошибками.

Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.

Экспресс-опрос. Цель его проведения быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом при проверке, уточнить наиболее сложные вопросы. Задания предлагаются письменно или устно.

Кроссворды включение этого вида деятельности в консультации или семинары не только поддерживает интерес педагогов к проблеме. Но и позволяет выявить уровень её понимания педагогами.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей сложных задач, формируют их практические умения и навыки. По определению А.А. Балуева, существует пять модификаций деловой игры. Н.С. Голицына, считает, что в работе с педагогами можно использовать две из них. Это – имитационные игры и метод инсценировки.

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т.е. как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности. В нашем учреждении имитационные игры хорошо себя зарекомендовали при проведении школы молодого педагога, на семинарах-практикумах по оздоровлению детей.

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.

В последнее время в методической литературе описываются деловые игры, основанные на телевизионных передачах. По мнению Н.С. Голицыной, они не укладываются в традиционную классификацию деловых игр, но оказывают существенную помощь в совершенствовании педагогического мастерства, сплочении коллектива.

Игра КВН чаще всего используется для уточнения и закрепления знаний педагогов. Содержание вопросов и заданий посвящается одной теме, что позволяет более полно охватить разные аспекты проблемы.

Турнир-викторина проводится как сочетание вопросов и ответов в несколько туров. Вопросы для каждого тура подбираются в соответствии с небольшой тематике исходя из основной темы.

Турнир-эрудитов также проводится между двумя или тремя командами. Выбирается общая тема, а задания подбираются из разных областей знаний.

«Мозговая атака (мозговой штурм)» — это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.

«Коучинг–сессия» — интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос — ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Ещё одна форма, которой мы часто пользуемся перед открытыми мероприятиями для воспитателей, родителей — это настрой педагога на успешную работу «Квик-настройка»:

Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь!

Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

Рекомендации по внедрению интерактивных технологий в ДОУ

Для того чтобы дошкольная образовательная организация находилась в режиме развития, необходимо, чтобы весь педагогический коллектив использовал интерактивные технологии, так как их использование способствует целенаправленному и поступательному развитию воспитанников, подготовке их для образования в начальной школе, а также способствует повышению квалификации педагога.

Основными направлениями деятельности ДОУ должны стать:

  1. Повышение технологической культуры педагогов, использующих интерактивные технологии.
  2. Знание норм СанПиНа при использовании техники.
  3. Отказ от непродуктивного объяснительно-иллюстративного способа обучения и переход к продуктивно-деятельностному.
  4. Наличие у педагога собственного опыта внедрения интерактивных технологий.
  5. Использование интерактивных дидактических игр.
  6. Создание ситуации успеха и демонстрации жизненного опыта воспитанников в процессе использования интерактивных технологий.
  7. Диагностика развития детей и демонстрация их опыта.
  8. Приобщение к информационной культуре.

Самоподготовка кадров для работы с интерактивными технологиями.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, приводит к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплочению коллектива педагогов. Интерактивное обучение помогает сделать занятия интересными, даёт ребёнку возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения. На современном этапе, важной задачей педагогов является осмысленное внедрение в учебный процесс новых инновационных технологий, наглядных средств обучения и интерактивных методов.

Список используемой литературы:

  1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с.
  2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
  3. 4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. — М: АЙРИС ПРЕСС. 2008. 188с.
  4. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 80с.
  5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» — 2008. – 176с.
  6. Шаманская Н. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 8.–с. 24-27.
  7. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». 2007. — №1 с. 83.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год