Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Власова Яна Павловна   
07.06.2020 06:51

Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возрастаТехнология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно — исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…» [1].

«Становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» — одна из задач социально — коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста [1].

 

Понимая всю важность процесса социализации детей, коллектив педагогов МБ ДОУ № 16 принял решение расширить деятельность в этом направлении и приступил к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.

Целью технологии «Дети волонтёры» является воспитание духовно -нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми [2]. Задачи педагогической технологии «Дети – волонтеры» следующие:

  • развивать навыки общения в разновозрастном коллективе
  • развивать самостоятельность и ответственность
  • создать такую ситуацию, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя [2].

Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Дошкольники осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается уверенность в себе. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Технология эффективной социализации «Дети – волонтеры» компенсирует дефициты разновозрастного общения, поддерживает самостоятельность и инициативу [3].

Организация практики волонтерства в нашем детском саду осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа — изучение теоретических аспектов технологии «Дети – волонтеры», проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста «Дети – волорнтеры» педагоги дошкольного учреждения прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе», был проведен в ДОУ теоретический семинар по изучению технологий позитивной социализации дошкольников на котором педагоги обсудили время в распорядке дня, наиболее удобное для посещения старших дошкольников, организацию запуска, содержание и формы детской волонтерской деятельности. Составили план деятельности будущей команды, определили ответственность каждого педагога в организации данной культурной практики.

Предпосылкой для возникновения детского волонтерства стало проведение клубного часа. В состав отряда волонтёров «Друзья малышей» вошли воспитанники старшей и подготовительной групп нашего учреждения, которые в ходе проведения «Клубного часа» больше остальных проявляли желание заниматься с малышами.

Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. С детьми проводились беседы «Кто такие волонтеры?», «Чему мы можем научить малышей». Из детей старшего дошкольного возраста, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда.

Важным моментом в организации волонтерского движения считаем обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Для этого был оставлен план занятий и в ноябре месяце начались занятия в «Школе волонтёров». Занимались с ребятами воспитатели — члены творческой группы по реализации задач образовательной области «Социально — коммуникативное развитие». С будущими волонтёрами были проведены практикумы различной тематики, во время которых, проходило обучение волонтеров определенным знаниям умениям и коммуникативным навыкам. Так же было разработано примерное планирование волонтерского движения по месяцам.

Следующий этап — практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. В утреннее время — проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке, помощь в кормление птиц. После прогулки – умывание и обед. Хочется отметить, что малыши с удовольствием кушали, когда во время обеда или завтрака, когда к ним приходили старшие ребята. Во второй половине дня, в ходе совместной продуктивной деятельности, волонтеры учили малышей рисовать не только красками, но и цветным песком, лепить, изготавливать цветные льдинки. Девочки организовывали с малышами совместные сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Кукла заболела», «Магазин». Мальчики конструировали различные постройки. Волонтеры оказывали помощь своим подопечным в мытье игрушек, учили ухаживать за комнатными растениями. Так же были проведены акции «Игрушки для малышей», где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они «выросли» малышам. Вторая акция прошла в неделю «Зимние забавы», волонтеры проводили подвижные игры на прогулках с детьми раннего возраста. В неделю «В здоровом теле здоровый дух» ребята старшей группы проводили зарядку для малышей, подвижные хороводные игры.

Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, играли с ними, рассказывали и читали сказки, показывали кукольные спектакли. Дети старшего дошкольного возраста охотно участвовали в театрализованных постановках, а дети группы раннего возраста с удовольствием смотрели спектакли. После показа сказки артисты спрашивали, кто же детям больше понравился, какой герой. За период с января по март волонтерами поставлены кукольные спектакли «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Теремок».

Получены положительные результаты внедрения технологии «Дети – волонтеры»:

  • волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную
  • дети старшего дошкольного возраста научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно — речевые умения и навыки
  • волонтеры осознают свою важную миссию — считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными
  • дети раннего возраста стали охотнее стали идти на контакт со старшими, с удовольствием слушают и драматизируют сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов «Почему?», «Зачем?», «Где?».

Анализируя опыт внедрения данной технологии, педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети — волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:

  1. Создание бригады волонтеры — родители.
  2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

Считаем, что главный ресурс данной технологии — это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Опыт работы в этом направлении оцениваем как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения — гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155
  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева — Москва: Вентана — Граф, 2016.
  3. Белая Л. Н., Гришаева Н. П., Брынцева Е. В. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Система реализации, формы, сценарии. ФГОС»: методическое пособие Москва: Вентана — Граф, 2017.
  4. Гришаева Н. П. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса.

http: //www. isras. ru/files/File/congress2012/part69. pdf. — С.8487-8489.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год