Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДЕТИ С ОВЗ. ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ АУТИСТОМ И РАБОТА С НИМИ.
Педагогика
Автор: Латышева Людмила Сергеевна   
28.06.2024 08:48

ДЕТИ С ОВЗ. ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ АУТИСТОМ И РАБОТА С НИМИ.ДЕТИ С ОВЗ. ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ АУТИСТОМ И РАБОТА С НИМИ.

«Никаких людей «как все» не бывает Каждый человек – по- своему другой» Любовь Аркус, гл. редактор журнала «Сеанс»

На современном этапе развития дошкольного образования не теряет своей актуальности проблема инклюзивного образования детей с синдромом детского аутизма. Статья посвящается особым детям – детям с аутизмом. Иногда их ласково еще называют аутята.

Аутизм изучался многими учеными, рассматривающими данное нарушение с разных позиций. Данной проблемой занимались Л.Каннер, Г.Аспергер, С.С. Мнухин, Л.Уинг, Э.Орниц, К.Джиллберг и другие.

Развитие методов диагностики аутизма приводит к выявлению большого числа детей с этим диагнозом. Проблема аутизма тесно связана с проблемой общения. Аутисты избегают новых знакомств, так как испытывают трудности в общении. Они склонны к деятельности с повторяющимися действиями. Точные причины возникновения аутизма не известны. Это состояние диагностируется у 1-6 детей на тысячу. В настоящее время проводится множество конференций, где обсуждаются причины аутизма и применение различных методик, чтобы помочь этим детям. И хотя аутизм это заболевание, но прежде всего оно говорит о необычности ребенка. Очень большое значение имеет применение особых подходов к обучению таких детей. Для этого требуется огромное терпение и большая воля родителей и педагогов. Внутри такого человечка, страдающего аутизмом, заключен такой же любопытный, изощренный и сложный разум, как и у всех остальных людей.

 

Аутичные дети ценят общество других, но из-за того, что общение для них сопровождается большими проблемами, они часто проводят время в одиночестве, в стороне от других и окружающих. Они не равнодушны к чувствам других людей, иначе, как бы Нооки Хигасид в своей книге «Почему я прыгаю» мог рассказать нам, что самый невыносимый аспект аутизма – понимание, что его проявления являются источником стресса и депрессии для окружающих. Ребенок — аутист по сравнению со сверстниками очень тяжело адаптируется в детском саду. Он отличается повышенной тревожностью, его страхи и переживания могут быть продолжительными. На момент адаптации не запрещается нахождение мамы в группе, на занятие. Чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, можно маме сесть за столик, взяв малыша на руки, он будет более спокоен и более заинтересован в работе. На следующем этапе предложить ребенку сесть рядом с мамой, складывая разрезные картинки. Далее таких детей необходимо вовлекать в коллективные игры, при этом проявлять к ним доброжелательность. Но любые малейшие изменения в режиме или занятиях могут стать для них травмирующим фактором, это необходимо учитывать в своей работе, как педагогам, так и родителям. Результат «уход в себя», либо вспышка агрессии. Дети, страдающие аутизмом, не могут дать короткий и прямолинейный ответ на вопрос. Они могут говорить слишком громко или слишком тихо, чем требуется, потому, что так же не могут контролировать свой голос. Могут задавать одни и те же вопросы т.к. малыш очень быстро забывает о том, что только что услышал. Но есть и другая причина, ребенок может так «играть» со словами, ему нравиться повторять слово по несколько раз, это приносит ему удовольствие. Малыши могут продолжать делать то, что им уже запрещалось делать раньше. Но это не потому, что они хотят позлить вас, или из-за озорства. Они чувствуют свою вину, когда их отчитывают, что снова сделали что-то, о чем их уже просили не делать. Ребенок просто не помнит о том, что было в прошлый раз.

В детском саду детям с ОВЗ, особенным детям, на занятиях и в общении, требуется время намного больше, обычного ребенка для ответа на вопрос взрослого, потому что ответ, который хотел дать ребенок часто пропадает из его головы, и они не могут вспомнить его и вопрос тоже. Они не могут правильно выразить свои мысли, сказать то, что хотел. Вместо этого может получиться набор слов не имеющего никакого смысла. Такие дети слабо контролируют свое тело. Им сложно выполнить, то, что требует воспитатель или взрослый. Например, стоять на месте или двигаться, смотреть в глаза во время разговора. Дети не смотрят в глаза, потому что они начинают чувствовать себя неуютно, поэтому стараются избегать собеседника, но это не значит, что они «ушли в себя». Они начинают прислушиваться к его голосу. Если взять его за руку, то малыш быстро её выпустит из-за того, что ему сложно долго держаться за неё.

Социализацию таких детей следует начинать проводить с детских дошкольных учреждений т.к. именно пребывание в коллективе позволит малышу реализовать себя как личность. Для этого ребенку должна быть предоставлена возможность находиться в любом месте группы при условии, что он будет вести себя тихо, не только на момент адаптации.

Аутичные дети имеют нарушения речи. Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков синдрома раннего аутизма. В ней нет места местоимению «я». Это понятие чуждо им, они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, но очень хорошо развита механическая память, они могут надолго запомнить, например высказывания. Их неконтактность ставит ребенка в трудных и невыгодных условиях, ограниченная способность к общению препятствует в установлении контактов с окружающим миром. Раньше психиатры называли таких людей «точечной одаренностью» с общим отставанием. Знаменитый Стивен Уилтшир (британский архитектурный художник, отличающийся феноменальной способностью по памяти воспроизводить архитектурные пейзажи, увидев их лишь один раз) обладал фотографической памятью. Двенадцатилетний мальчика аутист, который нарисовал по памяти удивительно точный эскиз станции Сент-Панкрас, который он посетил в первый раз лишь мимолётом. В возрасте пяти лет мальчик был зачислен в школу для детей с особенностями развития «Квинсмилл» (Queensmill School) в Западном Лондоне. Именно там впервые открылся его удивительный талант. Уилтшир всё еще не говорил, был замкнут и часто впадал в истеричные состояния, но педагоги замечали, что ребёнок может и хочет общаться, однако только посредством рисунков. Со временем они придумали способ подтолкнуть мальчика к диалогу. Намеренно забирая у него принадлежности для рисования, они добились того, что всякий раз, когда мальчик хотел рисовать, он кричал: «бумага!» Сегодня Уилтшир – один из самых известных британских художников.

В своей методике «Развитие речи у аутичных детей» Нуриева Л.Г. описывает, как развивать экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с ранним аутизмом. Большое внимание уделяется созданию мотиваций к общению. Методика разбита на несколько этапов, где главная работа педагога вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе как можно больше разнообразных форм взаимодействия с ребенком. Дети на первых порах только наблюдают за тем, как воспитатель выполняет задание, в конце занятия ребенок может разложить только дидактический материал по коробкам. Далее должны четко знать, что делать в первую очередь, какую последовательность соблюдать, как закончить.

При работе над опорными коммуникативными навыками использовать минимальное количество речевых инструкций «Возьми», «Положи» и т.д. Четкость выполнения важны для дальнейшего обучения. За правильное выполнение задания следует поощрить малыша каким-либо лакомством.

На занятиях по физкультуре ребенок так же испытывает трудности. Например, он не может понять, зачем бегать по кругу, но если мы применим игровой метод и разложим игрушки или мячи и дадим конкретное задание: каждый раз пробегая мимо мяча, брать один и бросать в корзину, то их деятельность будет осмыслена, а задание выполнено.

В детском саду дети с удовольствием собирают мозайки, головоломки. Задания на классификацию по цвету: раскладывание цветных карандашей, кубики по размеру, шаблоны по форме и т.д. выполняют с удовольствием. Работая по схеме, они видят конечный результат и поэтому занятия по конструированию им понятны и доступны.

При работе в книжном уголке, детские книжки выбирать с учетом возраста и предпочтений. Книги должны быть понятными и для реального освоения окружающего мира. Следует избегать слишком абстрактных, фантастических сюжетов, книги должны вызывать положительные эмоции. После того, как ребенок «поработал» в книжном уголке группы, можно пригласить его на занятие с основной группой.

Музыкальные занятия в детском саду очень хорошо помогают в работе с детьми. Ребенок реагирует на звуки: некоторые раскачиваются, некоторые танцуют друг с другими детьми, смотрят на себя в зеркало во время занятия в музыкальном зале. С детьми можно играть на музыкальных инструментах или просто работать над ритмом и они начинают повторять ритм музыки. В работе используются любые шумовые инструменты: бубны, маракасы, погремушки, самодельные шумелки. При игре, например на маракасах ребенок может взаимодействовать с другими детьми. Так встряхнуть и передать другому ребенку или по команде, а потом каждый играет по очереди. Благодаря таким играм налаживается связь с окружающим миром, ребенок начинает осознавать своё тело. Дети начинают чувствовать другого ребенка, вот здесь и происходит взаимосвязь между детьми. Поэтому музыкальные занятия в детском саду очень важны.

Игры с аутичным ребенком помогают наладить контакт и избавиться от напряжения и страхов. Например, сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения. Играя с ребенком в такие игры он научится радоваться, возникнет эмоциональный контакт со взрослым, получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире. Это игры с красками, «Кукольный обед». Игры с водой: «Открывай!.. Закрывай!..», «Переливание воды», «Фонтан» …Игры с крупами: «Пересыпаем крупу», «Вкусная каша». Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим» и т.. д

Случается и так, что ребенок вообще ничего не делает на занятиях. Именно здесь важна коллективная, групповая работа, потому что даже тот, кто ничего не делает, будет смотреть, что делают другие и постепенно сам попытается что-то сделать сам.

Работа с аппликацией очень полезна и дети быстро учатся её изготавливать. Например, аппликацию с природным материалом (бобы, зерна, и т.д.) детям легче делать. Для детей, у которых состояние нестабильное, такая деятельность очень полезна, т.к. они быстро видят готовый результат. Поэтому начинать лучше с таких работ, где результат виден быстро, а далее работать с другими, где результат виден чуть позже.

Самая большая трудность в обучении аутичных детей — удержать их за столом, добиться того, чтобы они использовали учебный материал по назначению, не портили его. А для достижения нашей цели, нам необходимо быть терпеливыми, доброжелательными, чутким. Когда мы будем чуткими к реакции ребенка, то он сам вам предложит форму возможного взаимодействия, которая для него в данный момент более комфортная, ребенок увидит в вас союзника, товарища по играм и проявит доверие. Воспринимайте сами и учите других видеть то, что он пришел в мир, чтобы жить среди людей, он имеет право на свою особую жизнь, а вы призваны ему помочь. И главное: «особое» состояние ребенка- это не мертвая точка, а постоянный стимул к движению, развитию.

«-Кто знает, возможно, именно аутисты с их невероятным творческим и интеллектуальным потенциалом продемонстрируют миру новые возможности человеческого мозга...» — Девид Митчелл.

Литература:

  1. «Аутята. Родителям об аутизме» В.Когон
  2. «Психология и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми». М. 2005. Патрик Сансон (издана по материалам семинара, происходившего в Москве в 2005г.)
  3. «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развития речи, психотерапия» Е. Янушко
  4. «Почему я прыгаю» Н.Хигасид
  5. «Приключение другого мальчика», «Аутизм и не только». Е. Заварзина-Мэмм
  6. «Развитие речи у аутичных детей» Л.Г. Нуриева.
  7. Интернет ресурсы:
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год