Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект на тему «Сенсорная интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ посредством сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы»
Педагогика
Автор: Савченко Екатерина Евгеньевна   
19.11.2023 09:56

Проект на тему «Сенсорная интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ посредством сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы»Проект на тему «Сенсорная интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ посредством сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы»

Актуальность, инновационная значимость проекта.

Актуальность создания пространства для развития сенсорной интеграции обусловлена с одной стороны – рядом факторов, свидетельствующих об увеличении количества детей с ОВЗ, с другой – недостаточным количеством технологий по сенсорной интеграции в психолого-педагогической практике. Анализ степени разработанности проблемы показывает, что в психолого-педагогической практике развитие сенсорной интеграции осуществляется в основном с позиции развития анализаторных систем: зрительной, слуховой, тактильной, иногда кинестетической. Сегодня все чаще в программу сопровождения детей с ОВЗ включают сенсомоторное развитие детей, но осуществляется оно как развлекательно-развивающее, кроме того, выявлено, что методы и приемы работы в основном направлены на нормотипичных детей, являются универсальными, не учитывающими индивидуальные особенности ребенка и уровни его развития. В ходе первичного обследования детей, наши специали-сты все чаще стали фиксировать показатели, свидетельствующие о недостаточ-ном развитии или нарушении функций сенсорной интеграции. Дисфункция сенсорной интеграции представляет собой комплексное церебральное рас-стройство, при котором дети неправильно интерпретируют повседневную сен-сорную информацию, в том числе тактильную, слуховую, зрительную, обоня-тельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь приводит к нарушению регуляции поведения, эмоций, развитии координации, речи и как следствие влияет на обучение и социальную адаптацию. Реализация проекта «Дом Совы» имеет высокую социальную значимость для детского сада и направлен на создание эффективных условий, что позволит обеспечитьразвитие сенсомоторной интеграции детей с ОВЗ в дошкольном возрасте, через специально организованное пространство с набором специальных подвесных снарядов для занятий по методу сенсомоторной интеграции «Дом совы». Проведение занятий в специально организованной среде с применением набора тренажёров «Дом совы» будут способствовать положительной динамике в усвоении основных образовательных программ, адаптации к социальнойсреде.

 Скачать конспект

Воспитательный процесс будет интересным, мотивирующим и веселым, а главное – не утомляющим для ребенка, способствующим развитию сенсорной интеграции. Данный проект содержит элементы инновации в части современных методов, тренировок, тренингов. Проект во многом уникален, поскольку не имеет аналогов в городе Салехард. В результате реализации проекта будет организован городской семинар-практикум.

Цели и задачи проекта.

Цель: Создание эффективных условий, обеспечивающих развитие сенсо-моторной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в до-школьном возрасте, через специально организованное пространство с набором специальных подвесных снарядов для занятий по методу сенсомоторной интеграции «Дом совы».

Задачи:

  1. Организовать пространство для комплекса с набором специальных под-весных снарядов для занятий по методу сенсомоторной интеграции.
  2. Обучить специалистов.
  3. Реализовать коррекционно-развивающие занятий «Дом Совы», вклю-чающих в себя систему физических упражнений и особых телесно ориентиро-ванных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции детей с ог-раниченными возможностями здоровья.
  4. Оптимизировать психофизиологическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством проведения коррекционно-развивающих занятий по проекту «Сенсорная интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ посредством сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы». Провести анализ результатов работы в рамках реализации проекта.

Основная идея проекта.

Основная идея проекта заключается в поиске эффективных форм работы с детьми особой категории посредством применения сенсорно-динамического комплекса для детей ОВЗ «Дом Совы».

Дом Совы — это сенсорно — динамический уголок с набором специальных подвесных снарядов для занятий по методу сенсорной интеграции и другим коррекционно — развивающим технологиям.

Новизна проекта.

  • Изучение современных методов работы с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ и применять их на практике
  • Разработка модуля (технологии) системы работы с детьми с особенностями развития по формированию сенсомоторной интеграции, включающую цель, задачи, специфические принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности участников проекта
  • Интеграция специальных средств обучения, развития и воспитания, применение новых современных педагогических, здоровьесберегающих технологий
  • Сотрудничество педагогов, родителей в реализации данного проекта.

Основная часть.

Сенсорное воспитание — важнейшее средство полноценного развития ребенка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также за-пахе и вкусе. У детей с ОВЗ наблюдается бедность представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, дает возможность ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, оказывает влияние на развитие высших психических функций у детей.

«Сенсорная интеграция» разработана на основе методики Э. Джин Айерс об организации ощущений для практической деятельности. В основе методики лежит понимание неврологических процессов, организующих ощущения человека, поступающие как изнутри его тела, так и снаружи, из окружающей среды. Опираясь на понимание этих процессов и интеграцию их деятельности, была и разработана методика Э. Джин Айерс, на которой основывается проект.

Самой общей составляющей данной программы является создание опре-деленных игровых условий, направленных на усвоение и переработку мозгом комплекса ощущений, которые ребенок воспринимает посредством органов чувств – осязание, зрение, слух, обоняние и др., которые в дальнейшем будут использованы им в познании собственного тела и окружающего мира.

Специфика методики заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Проект предполагает коррекцию нарушений сенсорной интеграции:

  • двигательная неуклюжесть;
  • быстрая утомляемость;
  • отказ от социальных контактов;
  • задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении;
  • слабая организация поведения;
  • гиперактивность,
  • синдром дефицита внимания или чрезмерное спокойствие, отсутствие какой-либо мотивации или активности;
  • проблемах двигательной системы;
  • неуклюжести, моторной неловкости;
  • ДЦП легкой формы;
  • задержках психофизического развития;
  • нарушениях навыков общения и обучения;
  • аутистических расстройствах;
  • тревожности, агрессии.

Занятия, основанные на методике сенсорной интеграции, не сосредоточены на обучении специфическим навыкам, таким как чтение или письмо. Данная программа учит ребенка тому, как организовать мозг, чтобы он лучше работал.

Это позволит в дальнейшем освоить ему и чтение, и письмо с наименьшими усилиями.

Постулаты теории сенсорной интеграции

  1. Обучение и развитие зависит от способности воспринимать и ощущать сигналы, исходящие изнутри тела и из окружающего мира, а также от способ-ности использовать эти сигналы для организации своего поведения.
  2. Человек с нарушенной способностью интерпретировать сенсорные сигналы может также иметь нарушенную способность отвечать на этисигналы соответствующим действием. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию и обучению.
  3. Улучшенные ощущения и восприятия ведут к улучшенным взаимодейст-виям с окружающим миром, более эффективным адаптационным реакциям, а значит, к более продуктивному развитию и научению.

Целевая группа:

  • дошкольники в возрасте 1 года — 8 лет с особенностями развития;
  • специалисты службы ППк: воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог;
  • родители воспитанников (законный представитель);
  • администрация дошкольного образовательного учреждения.

Реализация проекта рассчитана на 2023 год и будет осуществляться поэтапно:

  1. этап: подготовительный – май-сентябрь 2023г.
  2. этап: основной -сентябрь 2023 г. – ноябрь 2023г.
  3. этап: заключительный – декабрь 2023г.

Поэтапный план реализации:

На первом этапе нами будет изучен отечественный опыт применения проективной методики в дошкольном образовательном процессе; произведен анализ материально-технической и кадровойбазыдетского сада; спланированы мероприятия, направленные на разработку проекта.

Второй этап проектной деятельности направлен на создание развиваю-щей среды и апробирование инновационной технологии по следующим на-правлениям:

  • диагностическая и консультативная деятельность
  • коррекционно – развивающая деятельность
  • взаимодействие с семьей воспитанников.

Заключительный этап предполагает:

  • подведение итогов работы по данному проекту
  • внесение изменений в содержание проекта (при необходимости)
  • разработка рекомендаций
  • диссеминации опыта в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками особой категории
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год