Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ?
Педагогика
Автор: Старова Кристина Александровна   
11.11.2023 15:06

Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ?Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ?

Конспект выступления для педагогов ДОУ

Подготовила: старший воспитатель Старова Кристина Александровна

Как создать интерактивную среду в ДОУ?

Чтобы образовательная среда в дошкольной организации была интерактивной, педагоги должны знать, какие средства и технологии для этого использовать.

Показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние зависят от создания мотивирующего образовательного пространства на основе использования современных образовательных технологий и образовательных ресурсов в педагогической деятельности.

 

Скачать материалы к проекту

Образовательная среда – это совокупность условий в дошкольной организации, необходимых для полноценного образования и развития детей. В каждом детском саду образовательная среда должна быть разнообразной (по содержанию развивающего игрового материала) и интерактивной.

1-я часть – мозговой штурм «Кроссворд»

Задачи кроссворда: актуализировать знания педагогов о составляющих интерактивной образовательной среды дошкольной организации, подготовить к совместному анализу среды в их группах.

Примечание. Педагоги разгадывают кроссворд, затем пробуют угадать, о чем пойдет речь на консультации. Обобщить их предположения и сообщить, что понятия из кроссворда – составные части интерактивной образовательной среды дошкольной организации и обсудить, как такую среду организовать.

Что такое интерактивная образовательная среда? (ответы педагогов).

Понятие «интерактивность» в переводе с английского interaction означает взаимодействие (inter – взаимный, act – действие). Поэтому интерактивная образовательная среда в дошкольной организации – это среда, которая основывается на взаимодействии ребенка с предметным окружением, взрослыми и другими детьми. Кроме того, интерактивная образовательная среда, предусматривает взаимодействие всех участников образовательных отношений в разных моделях: дети – дети (из разных групп); дети – родители (групповое и межгрупповое общение); дети – педагоги; дети – педагоги – родители.

Таким образом, интерактивный характер образовательной среды определяют для меня приоритетные задачи – повышение качества образования, создание условий для позитивной социализации дошкольников, развитие у них инициативы, самостоятельности и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Как создать интерактивную образовательную среду? (ответы педагогов).

Чтобы создать в группе интерактивную образовательную среду, необходимо придерживаться трех подходов: средового, деятельностного и личностно-ориентированного. Данные подходы определяют механизмы создания и функционирования интерактивной среды.

Подходы Содержание

Средовой подход Предусматривает организацию образовательной среды как средства социально-коммуникативного развития детей. Важные составляющие этого подхода:

  • диалогичность;
  • деятельностно — творческий характер среды;
  • предоставление детям пространства, свободы для самостоятельных решений;
  • сотрудничество.

Деятельностный подход Обеспечивает ориентированность образовательной среды на становление и развитие субъектности дошкольников. То есть образовательная среда будет стимулировать детей самостоятельно выбирать, конструировать, программировать те виды деятельности, которые соответствуют их возрасту, удовлетворяют их потребности в саморазвитии и самореализации.

Личностно-ориентированный подход Позволяет создавать в образовательной среде комфортные условия для межличностного диалога. Именно в ходе такого диалога возникают ценностно-смысловые отношения на основе интереса к потребностям и мотивам ребенка, а также взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями.

Интерактивная образовательная среда включает четыре модуля. Каждый из них предусматривает определенный набор зон, средств и материалов.

1-й модуль – интерактивная среда в образовательной деятельности с дошкольниками. Это развивающая предметно-пространственная среда, которую вы создаете в своей группе: разные центры активности с соответствующими игровыми материалами. Кроме того, это информационно-коммуникационное оборудование: интерактивные столы, интерактивная доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет, компьютерные обучающие программы, игротека электронных игр.

В рамках данного модуля вы можете реализовывать с детьми разные формы организации образовательной деятельности. Например, участвовать в социальных проектах «Час добрых дел», «Свой мир строим сами»; благотворительных акциях «Твори добро», сетевых детских сообществах по различным направлениям, выпускать ежеквартальную газету «Маленькие истории больших дел», создавать мультимедийные презентации. Технологии, которые помогут вам реализовать данный модуль:

  • диалоговые (беседы, дискуссии)
  • интерактивные игры
  • технология проектной деятельности
  • технологии проблемного обучения
  • технология ТРИЗ
  • информационно-коммуникационные технологии
  • здоровьесберегающие технологии.

2-й модуль – интерактивная среда в дополнительном образовании дошкольников. Это секции и студии дополнительного образования художественно-эстетической, познавательной, оздоровительной направленности. В рамках данного модуля вы можете организовывать также разные формы образовательной деятельности с детьми. Например, занятия по интересам – «Клубный час», «Час семейных увлечений», составление маршрутных карт совместных дел, проект «Наша новая среда – детский городок», творческие вечера достижений. Чтобы реализовать данный модуль, вы можете использовать:

  • лего-технологию
  • технологию детского дизайна
  • игровые технологии

-здоровьесберегающие технологии.

3-й модуль – интерактивная среда в педагогической деятельности коллектива. Это информационно-коммуникационное оборудование: интерактивные столы, интерактивная система, интерактивная доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет. Интернет – также неотъемлемая составляющая деятельности современного педагога. Если нет возможности компьютеризировать рабочее место, используйте ресурсы методического кабинета.

В рамках данного модуля вы можете организовывать разные формы деятельности совместно с педагогами вашей дошкольной организации. Например, участвовать в профессиональных педагогических сообществах внутри коллектива, проблемных семинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, конкурсах различного уровня, творческих группах по различным направлениям. Чтобы реализовать данный модуль, вы можете использовать: кейс-технологии, методы «Синквейн», «Фишбоун», технологии проектной деятельности, технологии составления ментальных карт, ИКТ.

4-й модуль – интерактивная среда во взаимодействии с семьями воспитанников и социумом. Этот модуль предполагает наличие и использование информационно-коммуникационного оборудования: интерактивные столы, интерактивная система, интерактивная доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет.

В рамках данного модуля вместе с семьями воспитанников и социальными партнерами (общеобразовательными школами, музыкальной школой, спортивными секциями, библиотекой, Комитетом территориального общественного самоуправления) вы можете создать, например:

сетевые сообщества;

детско-родительские сообщества;

волонтерское движение в детском саду;

школу опыта семейного воспитания;

мини-музеи семейного творчества и т. д.

Реализовать данный модуль вы можете с помощью технологии проектной деятельности, интерактивных игр с родителями и детьми.

Как оценить интерактивную образовательную среду? (ответы педагогов)

И так, чтобы оценить результаты своей педагогической деятельности для создания интерактивной образовательной среды в группе, пользуюсь комплексом контролирующих и диагностирующих мероприятий. Для этого можно проводить мониторинг по направлениям: социально-коммуникативное развитие дошкольников, вовлеченность родителей в образовательный процесс, профессиональная компетентность.

Оценить результаты работы воспитателей, которые создают интерактивную образовательную среду в своих группах, поможет комплекс контролирующих и диагностирующих мероприятий. Для этого необходимо проводить мониторинг по направлениям: социально-коммуникативное развитие дошкольников, вовлеченность родителей в образовательный процесс, профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации интерактивной образовательной среды и эффективность деятельности ДОО. В ходе мониторинга старший воспитатель фиксирует динамику изменений в среде, а также степень соответствия прогнозируемых и фактических результатов.

Задание № 2.

Проанализируйте интерактивную образовательную среду своей группы (или дошкольной организации) с помощью карты оценки. Сформулируйте выводы и составьте план перспективной работы, чтобы внести изменения в образовательную среду и сделать ее интерактивной. B итоги ставят «+» в ячейке напротив данного критерия. Если не выполняется, ставят «-».

Уважаемые коллеги! Примените данное изречение к своей профессиональной деятельности: «Где ничего не положено, нечего и взять…" (Евангелие от Матфея).

Подумайте и ответьте на вопрос:

Сможем ли мы увидеть наших детей в будущем полноценными личностями, если сейчас не создадим условия для их разностороннего развития и позитивной социализации? (Ответы педагогов).

Рефлексия. Оцените материал, который был представлен вам (плюс, минус, интересно).

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год