Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ
Педагогика
Автор: Захарова Елена Васильевна   
08.11.2023 20:24

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ

Е.В. ЗАХАРОВА воспитатель МАДОУ «Солнышко» п.Чернянка

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования социальной компетенции старших дошкольников через социально значимые акции.

Сегодня как никогда важно воспитать в ребенке духовную культуру и нравственность. Важно, чтобы гуманные чувства ребенок распространял не только на себя самого, а еще и умел бы сострадать взрослым, сверстникам, братьям нашим меньшим.

Ключевые слова: компетентность, организация, социальная акция, дошколь-ник, мотивация, нравственность, инновации.

Современный ребенок растет и развивается в эпоху постиндустриаль-ного, информационного общества. Совершенствуется техника, поражают воображение цифровые технологии.

 

Однако социально-нравственная сущность человечества остается прежней. Непрерывно изменяющийся социум требует от современного чело-века целого ряда личностных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать в различных системах и сообществах.

Это такие качества личности, как активность, инициативность, умение и желание учиться, ответственность, креативность, готовность к инновациям и сотрудничеству.

Дошкольная образовательная организация входит в состав социального института образования, являясь его начальным этапом, где рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Дети дошкольного возраста стремятся к успешной деятельности, по-этому для них важно продемонстрировать свои достижения и получить признание в микросоциуме.

Для ребенка необходимо быть услышанным, и старшие дошкольники стремятся выразить в той или иной форме свои взгляды, предпочтения, убе-ждения.

Одной из форм организации деятельности, способствующей развитию социально значимых качеств личности, является участие детей в социальных акциях.

Цель акции – привлечение внимания к какой-либо проблеме, привлечение ресурсов для решения данной проблемы, непосредственно еерешение.

Акция предполагает работу с детьми, родителями и социумом, направленную на привлечение их внимания либо к самой проблеме, либо к способам ее решения.

Такое расширение образовательного пространства благотворно отра-жается на развитии у детей морально-нравственных представлений, комму-никативных умений, культуры поведения и общения.

Особенностью акции является добровольность участия, массовость. Показателем является количество детей, родителей и сотрудников МАДОУ, принявших участие в акции, и количество участников из социума.

Коллектив МАДОУ «Солнышко» практикует проведение организо-ванной деятельности «Социальные акции дошкольников». Это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагают работу по двум направлениям:

  • работа с детьми
  • работа с родителями и социумом.

Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивация, планируе-мого действия и завершающего этапа.

В ходе акций дошкольники получают знания, формируют навыки культуры, активную жизненную позицию.

Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

На протяжении трех лет педагоги, дети и родители группы «Звоночки» организовывали и провели акции различной направленности:

  • благотворительные (сбор вещей, книг, цветов для передачи их целе-вой группе);

Акция «Наши добрые дела».

Цель: воспитание у детей способности сочувствовать чужой беде, желания помочь ближнему и совершения добрых дел; укрепление детско-родительских отношений в процессе совместной помощи, тому, кто попал в тяжелую ситуацию.

Акция «Белый цветок» — оказание психологической поддержки и материальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Изготовление в семье и в творческих мастерских детского сада поделок.

  • Социальные акции проводились с яркой атрибутикой. Наглядность и зрелищность обеспечивали яркими деталями одежды, плакатным, речевым оформлением (запуск бумажных змеев, воздушных шаров).

Акция «Один день без автомобиля!»

Цель акции – привлечь внимание к проблемам избыточного количества ав-томобильного транспорта и загрязнению воздуха. Поощрение тех людей, которые отказались от автомобиля и приехали на велосипедах, самокатах в детский сад.

Акция «Дорога – символ жизни» -привлечение внимания родителей воспитанников и населения поселка к проблеме безопасности на дорогах.

  • Патриотические акции (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему).

Акция «Подарок ветерану»

Цель: Проявление внимания и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Подготовка подарков ветеранам, приглашение их в детский сад, концерт, вручение подарков, беседы, совместное чаепитие.

Акция «Георгиевская ленточка! Помним! Гордимся!»

Цель: понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

Подведение итогов акций определили их дальнейшие перспективы:

  • удачные и неудачные моменты проведения акции
  • совпали ли цель акции и результаты
  • соответствовала ли цели акции форма проведения.

Показателями результативности работы послужила положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отно-шение к другим людям, к окружающей действительности.

Вовлечение в акции представителей различных возрастных и социаль-ных групп способствует восстановлению психологических связей между по-колениями, воспитанию толерантности и эмпатии.

В ходе проведения социальных акций реализуется принцип интегра-ции, что позволяет осуществлять разностороннее развитие детей.

Итогом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного опыта взаимодействия в социуме. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, проявляется независимость и самостоятельность. Дошкольники способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать и анализировать результаты своей деятельности.

С помощью такого уникального средства развития дошкольников, как социальные акции, нам удается каждый раз создавать для детей атмосферу праздника – праздника познания, общения и красоты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ре-бёнка в дошкольной образовательной организации. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. ( «Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»).
  3. Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника / Е. Коро-таева // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 6.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год