Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ
Педагогика
Автор: Захарова Елена Васильевна   
08.11.2023 20:24

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ

Е.В. ЗАХАРОВА воспитатель МАДОУ «Солнышко» п.Чернянка

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования социальной компетенции старших дошкольников через социально значимые акции.

Сегодня как никогда важно воспитать в ребенке духовную культуру и нравственность. Важно, чтобы гуманные чувства ребенок распространял не только на себя самого, а еще и умел бы сострадать взрослым, сверстникам, братьям нашим меньшим.

Ключевые слова: компетентность, организация, социальная акция, дошколь-ник, мотивация, нравственность, инновации.

Современный ребенок растет и развивается в эпоху постиндустриаль-ного, информационного общества. Совершенствуется техника, поражают воображение цифровые технологии.

 

Однако социально-нравственная сущность человечества остается прежней. Непрерывно изменяющийся социум требует от современного чело-века целого ряда личностных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать в различных системах и сообществах.

Это такие качества личности, как активность, инициативность, умение и желание учиться, ответственность, креативность, готовность к инновациям и сотрудничеству.

Дошкольная образовательная организация входит в состав социального института образования, являясь его начальным этапом, где рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Дети дошкольного возраста стремятся к успешной деятельности, по-этому для них важно продемонстрировать свои достижения и получить признание в микросоциуме.

Для ребенка необходимо быть услышанным, и старшие дошкольники стремятся выразить в той или иной форме свои взгляды, предпочтения, убе-ждения.

Одной из форм организации деятельности, способствующей развитию социально значимых качеств личности, является участие детей в социальных акциях.

Цель акции – привлечение внимания к какой-либо проблеме, привлечение ресурсов для решения данной проблемы, непосредственно еерешение.

Акция предполагает работу с детьми, родителями и социумом, направленную на привлечение их внимания либо к самой проблеме, либо к способам ее решения.

Такое расширение образовательного пространства благотворно отра-жается на развитии у детей морально-нравственных представлений, комму-никативных умений, культуры поведения и общения.

Особенностью акции является добровольность участия, массовость. Показателем является количество детей, родителей и сотрудников МАДОУ, принявших участие в акции, и количество участников из социума.

Коллектив МАДОУ «Солнышко» практикует проведение организо-ванной деятельности «Социальные акции дошкольников». Это эффективные формы работы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагают работу по двум направлениям:

  • работа с детьми
  • работа с родителями и социумом.

Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивация, планируе-мого действия и завершающего этапа.

В ходе акций дошкольники получают знания, формируют навыки культуры, активную жизненную позицию.

Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

На протяжении трех лет педагоги, дети и родители группы «Звоночки» организовывали и провели акции различной направленности:

  • благотворительные (сбор вещей, книг, цветов для передачи их целе-вой группе);

Акция «Наши добрые дела».

Цель: воспитание у детей способности сочувствовать чужой беде, желания помочь ближнему и совершения добрых дел; укрепление детско-родительских отношений в процессе совместной помощи, тому, кто попал в тяжелую ситуацию.

Акция «Белый цветок» — оказание психологической поддержки и материальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Изготовление в семье и в творческих мастерских детского сада поделок.

  • Социальные акции проводились с яркой атрибутикой. Наглядность и зрелищность обеспечивали яркими деталями одежды, плакатным, речевым оформлением (запуск бумажных змеев, воздушных шаров).

Акция «Один день без автомобиля!»

Цель акции – привлечь внимание к проблемам избыточного количества ав-томобильного транспорта и загрязнению воздуха. Поощрение тех людей, которые отказались от автомобиля и приехали на велосипедах, самокатах в детский сад.

Акция «Дорога – символ жизни» -привлечение внимания родителей воспитанников и населения поселка к проблеме безопасности на дорогах.

  • Патриотические акции (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему).

Акция «Подарок ветерану»

Цель: Проявление внимания и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Подготовка подарков ветеранам, приглашение их в детский сад, концерт, вручение подарков, беседы, совместное чаепитие.

Акция «Георгиевская ленточка! Помним! Гордимся!»

Цель: понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

Подведение итогов акций определили их дальнейшие перспективы:

  • удачные и неудачные моменты проведения акции
  • совпали ли цель акции и результаты
  • соответствовала ли цели акции форма проведения.

Показателями результативности работы послужила положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отно-шение к другим людям, к окружающей действительности.

Вовлечение в акции представителей различных возрастных и социаль-ных групп способствует восстановлению психологических связей между по-колениями, воспитанию толерантности и эмпатии.

В ходе проведения социальных акций реализуется принцип интегра-ции, что позволяет осуществлять разностороннее развитие детей.

Итогом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного опыта взаимодействия в социуме. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, проявляется независимость и самостоятельность. Дошкольники способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать и анализировать результаты своей деятельности.

С помощью такого уникального средства развития дошкольников, как социальные акции, нам удается каждый раз создавать для детей атмосферу праздника – праздника познания, общения и красоты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ре-бёнка в дошкольной образовательной организации. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. ( «Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»).
  3. Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника / Е. Коро-таева // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 6.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год