Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта совместной работы учителя – дефектолога, педагога – психолога и воспитателя с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.
Педагогика
Автор: Акшенцева Наталья Евгеньевна Имедашвили Светлана Викторовна Замышляева Анна Владимировна   
06.11.2023 07:36

Из опыта совместной работы учителя – дефектолога, педагога – психолога и воспитателя с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.Из опыта совместной работы учителя – дефектолога, педагога – психолога и воспитателя с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Дети с ОВЗ, для которых характерно недоразвитие двигательной сферы, зачастую не могут сами себя обслуживать, у них нарушена общая моторика, они часто не соизмеряют усилий при действии с предметами, с трудом учатся играть, испытывают затруднения в установлении контакта со сверстниками.

Развивая мелкую моторику у детей с ОВЗ, мы заставляем развиваться отделы головного мозга. Это положительно влияет на умственное развитие ребенка. Развивая мелкую моторику, ребенок учится логически рассуждать, у него развивается память и внимание, связная речь.

Использование развивающего игрового пособия «Веселые Гонзики» в работе с детьми с ОВЗ.

 

«Веселые Гонзики» – это игровое пособие, предназначенное для развития речи, образного мышления, мелкой моторики. Всем, кто хоть раз увидел разноцветных Гонзиков, тоже захочется с ними поиграть. Смешные «глазки» надеваются на пальцы, и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Играть можно как одному, так и со сверстником или взрослым. Маленькие, легкие и удобные по форме, эти «глазки» можно брать с собой всюду, где приходится проводить время в томительном ожидании. Время, проведенное с Гонзиками, наполнено увлекательной игрой. У них появляется интерес и мотивация для познавательной деятельности.

Одна из форм работы с гонзиками — это самомассаж кистей рук и пальцев рук с музыкальным сопровождением. Он способствует развитию речевой активности, нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, формированию произвольных, координированных движений, создает положительный эмоциональный фон.

Ребята с удовольствием повторяют движения и слова за глазастыми друзьями, запоминая названия всех пальцев руки, разрабатывая мелкую моторику, что немаловажно для развития ребёнка. Кроме того, кисти и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость.

Это пособие помогает выполнять ряд задач:

  • Обучающие: формировать у ребёнка мотивацию и стойкий интерес к игровым занятиям, повысить работоспособность, подготовить руку к письму.
  • Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук

стимулировать речь, пространственное мышление;

  • Воспитывающие: установление тёплого телесного контакта между детьми, между ребёнком и взрослым.

Гонзики могут разговаривать, петь, читать стихи и даже участвовать в театрализованных сценах. Детям помогают освоить название всех пальцев. Использовать эту удивительную игрушку можно целый день в различных видах деятельности.

Формирование пространственных ориентировок у детей с ОВЗ

Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом). У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Недостаточное развитие пространственных и временных представлений приводит к проблемам: в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания. В ходе специальных коррекционных занятий, особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности — игра. Именно через игру ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту. Поэтому упор на игру — это важнейший путь формирования у детей представлений о пространстве.

Ребенок идет в школу! Радостное событие для семьи. Но проходит немного времени и появляются трудности у ребенка, которые начинают проявляться уже в первом классе. «Мой старший сын учится в первом классе. Он допускает ошибки при выполнении заданий по письму, чтению и математике. Он перескакивает через строку, путает направления (слева — справа). Как сказала учительница, у него недостаточно сформировано пространственное ориентирование»

Как же избежать этих трудностей?

1При несформированности пространственного ориентирования ребенок не может определить правую и левую сторону листа, начинает писать в «обратную сторону», пишет «зеркально», пропускает строку и испытывает трудности при оформлении своих работ на различных занятиях. Во избежание этих трудностей, формирование пространственных ориентировок необходимо начинать как можно раньше.

В младшем возрасте – через различные игровые ситуации.

Пространственно-временные представления (ориентировки) – это представления о пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Для чего необходимо развивать пространственные представления?

Пространственные представления важны для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нам необходимы для:

  • понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше- позже)
  • правильного написания цифр, ориентировки в числовом ряду (какое число стоит до, после, между)
  • представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве
  • понимания условий задачи.

При изучении чтения и письма пространственные представления необходимы:

  • при усвоение образа буквы
  • при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. На определенной стадии развития в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

  • ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей
  • ориентировку в окружающем пространстве.

Игры на развитие ориентировки в пространстве

  • «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще длинее», «Стул высокий, а стол еще выше»; В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол поставить книжку. На нижнюю, в середину положить тетрадь и т.д.» После назвать местоположение предметов.
  • «Подбери слово противоположным смыслом: «Стул жесткий, а подушка мягкая?», «Карандаш короткий, а линейка длинная?»

Игра «Весёлая зарядка» Цель: закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое. Нужно схематично изобразить человечков в разных позах, затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет принять нарисованную позу.

Продолжи узор.

Ребенок копирует орнамент, сложную геометрическую фигуру, рисунок, предложенный на образце.

Сложи узор, собери фигуру.

«Встань в центре комнаты и расскажи, что находится слева, справа, впереди, сзади от тебя».

Эти игры помогают положительно влиять на характер и содержание речи, способствует повышению эффективности развития и формирования пространственного восприятия, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ОВЗ в целом. В этих играх он ощущает свое тело, его части, координирует свои движения, внимательно рассматривает и анализирует образец. Если начать работу в раннем дошкольном возрасте, то в школе данные проблемы будут малозаметны и не будут создавать препятствия в изучении нового материала.

Конспект заключительного занятия по разделу «Мои эмоции»

с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Цели:

  1. Закрепить полученные знания и умения детей;
  2. Закреплять умение выражать эмоции;
  3. Развивать активный словарь эмоциональных состояний;
  4. Развивать представление детей о себе;
  5. Формировать адекватную самооценку;
  6. Продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Материалы: набор рукавичек «Эмоции. Мальчики», листы бумаги с нарисованными квадратиками, цветные карандаши, карточки с различными эмоциями, мобильная ширма с пиктограммами «Эмоции».

1-й этап. Организационный

Приветствие

Психолог:

Здравствуйте ребята! Мы сегодня отправимся в «Страну Настроений», где будем смеяться, грустить, удивляться, встретим нашего друга Васю, он приготовил для нас игры

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!

2 этап. Мотивационный

Дети закрывают глазки (раз-два-три открывают)

Появляется персонаж Вася

Психолог:

Дети давайте поздороваемся с Васей с помощью наших помощников (глаза, руки, голова и т.д.), ребенок с помощью этого помощника показывает движение-приветствие (например, моргает, кивает головой, машет рукой)

Разминка

Вася: «Ребята давайте вспомним, какие эмоции мы с вами знаем» (Ответы детей)

Детям предлагается сесть за столы, на которых лежат листы бумаги с заранее нарисованными квадратиками. Вася по очереди называет эмоции, а дети закрашивают квадратики. В конце упражнения, все показывают рисунки и объясняют свой выбор цвета.

3 этап. Практический

Игра «Зеркало»

Вася предлагает детям разбиться на пары. Один из детей становится зеркалом, а второй будет в это зеркало смотреться. «Зеркалу» Вася показывает настроение. Ему необходимо будет изобразить это настроение, не называя его. Тот, кто смотрится, должен угадать изображенное настроение, и так же изобразить его.

Упражнение «Слушай и показывай»

В упражнении используется мобильная ширма с пиктограммой «Эмоции»

Вася предлагает детям послушать несколько коротких историй.

1. В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих детей и сказала: «Рома, Женя, заканчивайте свою игру. Через час мы идем в цирк». Мама подняла руку и показала билеты.

Задание: покажите, какое лицо было у мальчиков, когда они узнали, что идут с мамой в цирк. А теперь назовите эту эмоцию.

2. У Танюши был черный котенок Тишка. Стало Тишке скучно, и залез он в мешок с мукой. Смотрит Танюша, по комнате идет незнакомый белый котенок. «А где же мой Тишка?» — спросила Таня.

Задание: покажите, какое лицо было у Тани, когда она увидела у себя в комнате незнакомого белого котенка. А теперь назовите эту эмоцию.

3. Золушка вернулась домой с бала: у нее нет больше нарядного платья, кареты с лошадьми и кучером. А самое главное – она потеряла хрустальную туфельку.

Задание: покажите, какое лицо было у Золушки, когда она вернулась с бала. Назовите эту эмоцию.

4. В темной комнате лежу,

Озираюсь и дрожу.

Что за чудище за креслом?

Как оно туда залезло?!

Задание: покажите, какое лицо было у мальчика, когда он один остался в темной комнате. Назовите эту эмоцию.

4-й этап. Рефлексивный

Психолог:

Давайте улыбнемся друг другу. Вы – молодцы!

За руки беремся и передаём «сигнал дружбы» (дети передают по кругу сигнал, нажимая на ладошку)

Говорим «до свидания» нашему другу Васе.

А что в «Стране Настроений» вам больше всего понравилось? (ответы детей)

  • Воспитатель первой категории Н.Е. Акшенцева
  • Учитель – дефектолог А.В. Замышляева
  • Педагог – психолог первой категории С.В. Имедашвили

МБДОУ № 17 «Колокольчик» пос. Малороссийского Тихорецкий район Краснодарского края

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год