Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Направления деятельности музейной педагогики в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования ДО»
Педагогика
Автор: Скворцова Татьяна Сергеевна Субботина Наталья Евгеньевна   
15.06.2023 08:59

«Направления деятельности музейной педагогики в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования ДО»«Направления деятельности музейной педагогики в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования ДО»

(в рамках деятельности региональной опорной площадки)

  • Субботина Наталья Евгеньевна,
  • Скворцова Татьяна Сергеевна

СП «Д/с «Золотой ключик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска

ООП ДО СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ ООШ №19 г.Новокуйбышевск, разработанная в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) определила одну из задач – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  • формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе
  • овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения
  • приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Скачать конспект

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) сформулирована задача – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:

  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний)
  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений)
  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Все это ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. В образовательной и воспитательной деятельности детей дошкольного возраста приоритетом является создание благоприятных условий для формирования первичных ценностных представлений; воспитания способности к общению, целенаправленности и саморегуляции; формирования социальных представлений, умений и навыков; навыков самообслуживания, приобщения к труду; формирование основ безопасности; становление ценностей ЗОЖ.

Представленная в ООП ДО- часть, формируемая участниками образовательных отношений, а для нашего детского сада, так как выбор ее содержания определен образовательными потребностями и интересами воспитанников и членов их семей, а также возможностями педагогического коллектива учреждения, условиями, созданными в детском саду.

Данная вариативная часть основана на реализации:

  • музейной педагогики в детском саду для формирования базовых ценностей воспитания у воспитанников и созданию условий их позитивной социализации.

Прописана пояснительная записка.

В рамках модернизации образования стало актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДО.

Воспитание дошкольника, опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии и поэтому применение инновационной технологии — музейной педагогики, особенно ценно при формировании базовых ценностей воспитания у детей ДО.

Музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создает условия для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика в ДО – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания.

Она рассматривает организацию музея в детском саду, как образовательную систему, создающую условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду

Музей в детском саду, с по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок

может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления,

общаться со сверстниками по поводу увиденного.

В детском саду создан музейный комплекс «Учим играя, воспитываем любя!», который объединил в себе несколько тематических, интерактивных мини-музеев, музейных уголков:

Мини-музей

«Горница»

Музейный уголок

«Родная сторонка»

Музейный уголок

«Отчизны верные сыны»

Музейный уголок

«В космосе

так здорово!»

Мини-музей

«Нам со спортом

по пути»

Реализация базовых ценностей воспитания

Формирование ценностей семьи, Родины, Отечества, знания у дошкольников

Формирование ценностей человека, дома, семьи, дружбы, Отечества, природы, знаний, труда у дошкольников

Формирование ценностей Родины, Отечества, знаний, труда у дошкольников

Формирование ценностей Родины, Отечества, знаний, здоровья у дошкольников

Формирование ценностей Родины, Отечества, знаний, здоровья у дошкольников

Направления воспитания/модули в Рабочей программе воспитания

Патриотическое/

«Я вырасту достойным гражданином»

Социальное/

«Азбука общения»

Познавательное/

«Познавай-ка»

Физическое и оздоровительное/

«Будь здоров без докторов!»

Трудовое/«Труд для всех нас, очень нужен   и в профессиях он важен»

Этико-эстетическое/

«Культурное наследие»

                     

   Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.  

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела.  Поэтому назвали их «мини-музеями».

   Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

а) цели и задачи реализации:

Цель: Создание условий для позитивной социализации дошкольников на основе формирования базовых ценностей воспитания российского общества через реализацию музейной педагогики.

Задачи:

1.Создавать благоприятные условия для:

-формирования ценностного отношения у дошкольников к окружающему миру, другим людям, себе;

- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

2. Развивать у дошкольников способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, расширяя их кругозор и открывая возможности для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

3. Способствовать реализации Рабочей программы воспитания СП Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ ООШ №19 г. Новокуйбышевск, основываясь на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений ДО.

Цели и задачи по данному направлению в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:

Возрастная категория

Задачи образовательной деятельности

Младший и средний дошкольный возраст

Дать представление о предметах музейных коллекций как о хранителях памяти прошлого.

  • Познакомить детей со старинными бытовыми предметами, промыслами русского народа в соответствии с возрастными особенностями.
  • Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
  • Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к созданию мини- музея, расширить представления родителей об истории и традициях.

Старший дошкольный возраст

Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры.

Формировать системы ценностей ребенка, приобщение к историческому,
культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

Формировать детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности на материале музейной практики.

б) принципы и подходы:

-наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

-природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

-интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности.

-научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

-интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

-мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)

-доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

-гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

-регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

   Планируемые результаты освоения вариативной (учрежденческой) части Рабочей программы:

  • ребенок проявляет интерес к малой родине, окружающему миру;
  • ребенок проявляет интерес к настоящему и прошлому в мире;
  • ребенок проявляет любознательность по отношению к истории;
  • с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием окружающего мира;
  • ребенок интересуется природным и животным миром и полезными ископаемыми Самарской области;
  • ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
  • самостоятельно может рассказать об экспонатах, находящихся в мини-музеях.Определены оценочные материалы:

         Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини – музеи в детском саду

       – М.: Линка-Пресс, 2008.

   Специфическая черта нашего музейного комплекса: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.

   Музей в дошкольном учреждении служит своим творцам: те, кто создают этот музей (педагоги, родители, дети), являются и его основными «потребителями» или «пользователями»; интегрирован в образовательный процесс: через различные формы деятельности он связан с познанием ребёнком различных сфер мира: Природы, Культуры, Предметов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год