Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Направления деятельности музейной педагогики в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования ДО»
Педагогика
Автор: Скворцова Татьяна Сергеевна Субботина Наталья Евгеньевна   
15.06.2023 08:59

«Направления деятельности музейной педагогики в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования ДО»«Направления деятельности музейной педагогики в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования ДО»

(в рамках деятельности региональной опорной площадки)

  • Субботина Наталья Евгеньевна,
  • Скворцова Татьяна Сергеевна

СП «Д/с «Золотой ключик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска

ООП ДО СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ ООШ №19 г.Новокуйбышевск, разработанная в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) определила одну из задач – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  • формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе
  • овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения
  • приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Скачать конспект

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) сформулирована задача – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:

  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний)
  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений)
  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Все это ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. В образовательной и воспитательной деятельности детей дошкольного возраста приоритетом является создание благоприятных условий для формирования первичных ценностных представлений; воспитания способности к общению, целенаправленности и саморегуляции; формирования социальных представлений, умений и навыков; навыков самообслуживания, приобщения к труду; формирование основ безопасности; становление ценностей ЗОЖ.

Представленная в ООП ДО- часть, формируемая участниками образовательных отношений, а для нашего детского сада, так как выбор ее содержания определен образовательными потребностями и интересами воспитанников и членов их семей, а также возможностями педагогического коллектива учреждения, условиями, созданными в детском саду.

Данная вариативная часть основана на реализации:

  • музейной педагогики в детском саду для формирования базовых ценностей воспитания у воспитанников и созданию условий их позитивной социализации.

Прописана пояснительная записка.

В рамках модернизации образования стало актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДО.

Воспитание дошкольника, опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии и поэтому применение инновационной технологии — музейной педагогики, особенно ценно при формировании базовых ценностей воспитания у детей ДО.

Музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создает условия для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика в ДО – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания.

Она рассматривает организацию музея в детском саду, как образовательную систему, создающую условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду

Музей в детском саду, с по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок

может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления,

общаться со сверстниками по поводу увиденного.

В детском саду создан музейный комплекс «Учим играя, воспитываем любя!», который объединил в себе несколько тематических, интерактивных мини-музеев, музейных уголков:

Мини-музей

«Горница»

Музейный уголок

«Родная сторонка»

Музейный уголок

«Отчизны верные сыны»

Музейный уголок

«В космосе

так здорово!»

Мини-музей

«Нам со спортом

по пути»

Реализация базовых ценностей воспитания

Формирование ценностей семьи, Родины, Отечества, знания у дошкольников

Формирование ценностей человека, дома, семьи, дружбы, Отечества, природы, знаний, труда у дошкольников

Формирование ценностей Родины, Отечества, знаний, труда у дошкольников

Формирование ценностей Родины, Отечества, знаний, здоровья у дошкольников

Формирование ценностей Родины, Отечества, знаний, здоровья у дошкольников

Направления воспитания/модули в Рабочей программе воспитания

Патриотическое/

«Я вырасту достойным гражданином»

Социальное/

«Азбука общения»

Познавательное/

«Познавай-ка»

Физическое и оздоровительное/

«Будь здоров без докторов!»

Трудовое/«Труд для всех нас, очень нужен   и в профессиях он важен»

Этико-эстетическое/

«Культурное наследие»

                     

   Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.  

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела.  Поэтому назвали их «мини-музеями».

   Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

а) цели и задачи реализации:

Цель: Создание условий для позитивной социализации дошкольников на основе формирования базовых ценностей воспитания российского общества через реализацию музейной педагогики.

Задачи:

1.Создавать благоприятные условия для:

-формирования ценностного отношения у дошкольников к окружающему миру, другим людям, себе;

- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

2. Развивать у дошкольников способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию, расширяя их кругозор и открывая возможности для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

3. Способствовать реализации Рабочей программы воспитания СП Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ ООШ №19 г. Новокуйбышевск, основываясь на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений ДО.

Цели и задачи по данному направлению в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:

Возрастная категория

Задачи образовательной деятельности

Младший и средний дошкольный возраст

Дать представление о предметах музейных коллекций как о хранителях памяти прошлого.

  • Познакомить детей со старинными бытовыми предметами, промыслами русского народа в соответствии с возрастными особенностями.
  • Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
  • Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к созданию мини- музея, расширить представления родителей об истории и традициях.

Старший дошкольный возраст

Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры.

Формировать системы ценностей ребенка, приобщение к историческому,
культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

Формировать детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности на материале музейной практики.

б) принципы и подходы:

-наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

-природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

-интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности.

-научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

-интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

-мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)

-доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

-гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

-регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

   Планируемые результаты освоения вариативной (учрежденческой) части Рабочей программы:

  • ребенок проявляет интерес к малой родине, окружающему миру;
  • ребенок проявляет интерес к настоящему и прошлому в мире;
  • ребенок проявляет любознательность по отношению к истории;
  • с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием окружающего мира;
  • ребенок интересуется природным и животным миром и полезными ископаемыми Самарской области;
  • ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
  • самостоятельно может рассказать об экспонатах, находящихся в мини-музеях.Определены оценочные материалы:

         Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини – музеи в детском саду

       – М.: Линка-Пресс, 2008.

   Специфическая черта нашего музейного комплекса: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.

   Музей в дошкольном учреждении служит своим творцам: те, кто создают этот музей (педагоги, родители, дети), являются и его основными «потребителями» или «пользователями»; интегрирован в образовательный процесс: через различные формы деятельности он связан с познанием ребёнком различных сфер мира: Природы, Культуры, Предметов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год