Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка. План индивидуального развития воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы»
Педагогика
Автор: Слепова Анна Вячеславовна   
12.05.2023 09:19

Методическая разработка. План индивидуального развития воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы»Методическая разработка. План индивидуального развития воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 Красносельского района Санкт-Петербурга

План индивидуального развития воспитателя Слеповой Анны Вячеславовны 2022-2023 учебный год подготовительная группа №10 с ограниченными возможностями здоровья с (ТНР) Санкт-Петербург 2022 г.

Дата начала работы над темой: 01. 09. 2022 год

Предполагаемая дата окончания работы: 26. 05. 20223 год

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

 

Скачать конспект

ЗАДАЧИ:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности;
  • развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
  • развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский

Введение

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 5-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете, картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Перспективный план самообразования

Подбор и изучение методической литературы:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  3. Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С-Пб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц. Учитель. Воронеж, 2002.
  5. Детские учебно-развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015- 2016 г.
  6. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г.

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Работа с родителями

Сентябрь 2022 г.

- Мониторинг по

образовательной области «Познавательное развитие»

- Выявление у детей

уровня овладения

необходимых

навыков и умений

по разделу экспериментиро-вания.

Эксперименты с камнями

Цель: Сформировать

представление детей о некоторых свойствах камней.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения

и задачами по познавательному

развитию.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами

воспитания по

познавательному

развитию.

- Привлечение родителей к пополнению уголка «Познание и экспериментирование».

Октябрь 2022 г.

Путешествие за секретами

Здоровья.

Цель: Обобщение и закрепление

представлений детей

о здоровье, здоровом питании, витаминах

и полезных продуктах.

- Консультация для родителей на

тему «Организация детского экспериментирования в

домашних условиях».

- Папка-передвижка

«Эксперименты на

Кухне».

Ноябрь

2022 г.

- Наблюдение, исследование

свойств воды в игровой

деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

- Вода как  растворитель. Очищение воды.

- Водяная мельница.

- Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в

исследовательской деятельности.

- Воздух сжимается, расширяется.

- Почему дует ветер?

Цель: Закрепление знаний

детей о свойствах

воды. Формирование

у детей потребности

к сохранению воды.

- Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Цель: Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

- Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

- Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

- Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом.

- Набор пособий для

опытов с воздухом.

Декабрь 2022 г.

- Изучение свойств магнита в

самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной

деятельности.

-Испытание магнита.

- Компас.

- Мир металлов.

Повышение

познавательной

активности детей,

интереса к

предметам

окружающего мира.

- Познавательное занятие

«Льдинка и снежинка»

Цель: Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

 - Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

- Цель: Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

- Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных

льдинок) побуждать детей делать выводы.

Цель: Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения.

Консультация: «Проведение опытов с магнитом; «Маленькие хитрости опытов».

Январь

2023 г.

Исследовательская деятельность «О чем поспорили Кока-

кола и Вода?»

Изготовление фотоальбома с результатами опытно-экспериментальной деятельности.

(совместно с детьми).

Изготовление коллажа с результатами опытно-экспериментальной деятельности.

Февраль

2023 г.

Игра-путешествие в страну

«Витаминия».

- Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей

человеческой жизни, закрепление знаний

детей о пользе витаминов.

- Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия».

- Оформление

«Витаминного» уголка

в группе.

Март

2023 г.

Интегрированное занятие

«Сахарно морожено на блюдечко положено».

Цель: Расширение знаний детей о мороженом.

- Оформление выставки поделок детей.

- Консультация для родителей:

«Техника безопасности при проведении опытов на кухне».

- Информационный лист

«Правила безопасности

при проведении опытов

на кухне».

Апрель

2023 г.

Сила тяготения. Упрямые предметы.

Цель: Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Распечатка фотографий с

экспериментальной деятельности для оформления альбома.

Май

2023 г.

Познавательное занятие «Чудо пуговка»

- Цель: Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

- Выставка поделок детей из пуговиц.

- Итоговый отчет о проделанной работе по

теме самообразования с

подготовкой презентации

выступление на педсовете.

Фотоальбом «Юные

исследователи».

 

Используемая литература:

 

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
  2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с. (программа развития).
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год