Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Педагогика
Автор: Пислегина Лариса Николаевна   
01.05.2023 06:12

«Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»«Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Пислегина Лариса Николаевна. г. Югорск 2023 год.

Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обращаться за помощью, читать, писать, коммуницировать — это и есть социализация.

 

Скачать конспект

Современный мир многогранен и порой обычному, человеку очень сложно ориентироваться в знаковой системе, в сложных графических изображениях, символах, буквах, цифрах и т.п.

Знаки и символы повсюду окружают человека. Ребёнок, рождаясь, попадает в мир условностей, он должен научиться понимать и оперировать знаками всякого рода. Обучение в школе, трудовая, профессиональная деятельность широко использует знаки и символы.

Чтобы эффективно и планомерно вести работу по социализации детей мы изучали и продолжаем изучать знаки, символы, которые уже придуманы человечеством — это естественные, функциональные и конвенциональные знаки.

Знак — это материальный, чувственно воспринимаемый предмет, служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Например: математические знаки, дорожные знаки, знаки препинания и др.

Символ — это образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений (

Примером может служить — книга, как символ знаний, голубь — символ мира и т.п.

Знаковая система — система знаков как средств коммуникаций (язык — знаковая система, которым пользуется человек для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми)

Знаковая система речи представляет собой богатейшее средство для хранения, обработки и дальнейшей передачи информации.

Каким же образом сформировать знания знаково-символической системы у детей с ограниченными возможностями здоровья?

Ребёнок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы. Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью восприятия предмета.

Для того, чтобы детям было легче усвоить знания о знаках и символах мы создали проект на тему: «Создай свой знак». В ходе проектной деятельности мы с детьми учились основам кодирования и декодирования информации. Мы пробовали закодировать или преобразовать информации из одной ее формы представления в другую, наиболее удобную для её хранения, передачи или обработки.

Задачи, поставленные в ходе реализации проекта:

  • способствовать умению детей выделять и изображать графические символы (инициалы)
  • формировать умение детей называть свой возраст и домашний адрес, имена всех членов семьи
  • формировать умение декодировать созданный знак, т.е. рассказать (воспроизводить) информацию о себе, опираясь на значок
  • повышать компетентность родителей в данном вопросе.

Продуктом проектной

деятельности стали значки, опираясь на которые ребёнок с диагнозом ТМНР придя в школу, оказавшись в незнакомом месте, потеряв родителей в магазине или в поликлинике, может чётко рассказать о себе. Например: «Меня зовут..., мне... лет, я живу... (адрес), у меня есть мама., папа., брат, сестра»

Этот метод работы оказался наиболее эффективным для детей с диагнозом ТМНР.

Далее, чтобы закрепить знания детей о значении знаков,

информации, которую он несут, мы решили создать игру, которую назвали: «Я-дом-

социум»:

В результате использования данной игры дети начали применять свои знания в повседневной жизни.

Родители воспитанников приняли активное участие в проектной деятельности и создали дома знаки по образцу для всех членов семьи, что позволило закрепит знания детей.

- первый блок «Я и моя семья» — он представляет собой информацию, которую ребёнок должен

знать о себе и о своих близких — это имя и фамилия, возраст, адрес, принадлежность к семье.

- второй блок называется «Дом» — сюда входит информация о правилах безопасного поведения дома (острые, колющие и режущие предметы, лекарства и бытовая химия, окно и балкон, газ, электроприборы).

-третий блок «Социум» — правила поведения в общественных местах (больница, магазин, транспорт, музей, школа, лес).

Дети учатся находить нужные знаки пиктограммы, которые подходят к той или иной картинке. Например, в блоке «Социум», выбрана картинка «больница», она находится по центру. Далее ребёнок вспоминает правила поведения в больнице и находит знаки, которые обозначают, что, придя в больницу необходимо сдать верхнюю одежду в гардероб, далее — взять талон на приём к врачу, затем найти кабинет врача, что в больнице шуметь нельзя.

Это те базовые знания, которые пригодятся ребёнку во взрослой жизни.

Играя в данную игру много раз, дети запоминают пиктограммы, условные обозначения, учатся правильно озвучивать информацию о себе, запоминают правила безопасного поведения дома, закрепляют знания о правилах поведения в социуме.

Для закрепления знаний мы создали памятки, которые помогут детям закрепить знания дома с родителями.

Данные памятки родители могут взять с собой, например при посещении вместе с ребёнком музея и уже непосредственно в музее, опираясь на памятку повторить правила поведения, тем самым не доставляя дискомфорт окружающим своим поведениям, иногда не совсем правильным (дети с ОВЗ могут кричать, брать экспонаты, мешать другим посетителям музея и экскурсоводу). Памятки помогают родителям социализировать детей и без приятственно посещать различные социальные объекты

Электроприборы

Памятки для детей о правилах

безопасного поведения дома

С помощью памятки «Безопасное поведение в быту» мы закрепляем представления детей о безопасности — сюда входят такие микроблоки:

  • электроприборы
  • моющие и лекарственные средства
  • окно и балкон
  • колющие и режущие предметы

Таким образом, развитие умения воспитанников ориентироваться в знаковой системе современного мира создает базу для дальнейшего формирования социальных навыков.

Данную систему работы можно использовать с детьми, имеющими:

  • речевое недоразвитие
  • нарушением эмоционально-волевой сферы
  • испытывающими коммуникативные трудности
  • детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности
  • а также с детьми, имеющими норму развития.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год