«Взаимодействие ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ» |
Педагогика | |
Автор: Шалимова Лариса Александровна Бажина Елена Викторовна Ауль Снежана Викторовна | |
07.04.2025 15:00 | |
Важной задачей педагогов ДОУ является изучение семьи для выявления условий развития ребенка в семье. Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов. Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ очень важна как особый эмоциональный микроклимат, гармоничные взаимоотношения, достаточное общение ребенка с родителями являются важными составляющими для развития ребенка. Если в семье не созданы благоприятные условия для его развития, то одно дошкольное образование не сможет в полной мере достичь высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе ребенка. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов ДОУ наблюдающих ребенка (воспитатель, учитель -логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, и др.).
Цель взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Для повышения уровня компетентности родителей, можно проводить индивидуальные занятия специалистов детского сада для тех родителей, у которых не хватает навыков организации поведения своего ребенка. Основной формой взаимодействия специалистов с родителями является тетрадь домашних рекомендаций. Заполняется тетрадь учителем-логопедом 2-3 раза в неделю. В тетради прописываются задания на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции. Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов. При выполнении домашних рекомендаций: Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к занятиям, иначе он будет воспринимать их как повинность. Лучше все делать в игровой форме, ведь именно такой формат наиболее эффективен в детском возрасте. Играть в слова можно пока вы одеваете ребёнка, во время прогулки, когда идете в детский сад, готовите обед или ложитесь спать.
Родителям необходимо проявлять свое терпение и доброжелательность по отношению к своему ребенку. Если вы будете нервничать или срываться на него, то у него просто сработает защитный рефлекс. Он подсознательно будет ощущать, что за невыполнение заданий его смогут обругать. Вряд ли такую атмосферу можно назвать комфортной для ребенка. В домашние задания от логопеда могут входить:
Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения. Традиционные формы организации совместной работы педагогов и родителей, при всех их положительных характеристиках, уже не могут отвечать современным требованиям. Как же повысить эффективность работы с родителями? Решающую роль в решении данного вопроса играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений дошкольного образования. Появление и массовое распространение информационных и телекоммуникационных технологий коснулось и педагогов, и родителей. Рассмотрим несколько основных технологий и средств, используемых для повышения эффективности работы педагога с родителями. Электронная почта. Использование электронной почты позволяет педагогам группы оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого дошкольника, организуя при этом индивидуальный диалог. Электронная почта может активно использоваться для отправки родителям различных электронных пособий, цифровых образовательных ресурсов, ссылок на тематические сайты по работе с детьми, имеющими нарушения речи. Если ребенок отсутствует по болезни или отпуску, высылаются задания для самостоятельной домашней работы, чтобы не потерять результат, достигнутый в ходе коррекционно-развивающей работы. Обязательным условием для организации такой работы с родителями является наличие контактов с адресами электронной почты. В настоящее время развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются о ходе и результатах обучения индивидуально по каждому дошкольнику. С этой целью применяются короткие телефонные сообщения (SMS). Также на сегодняшний день доступно множество приложений для мобильных устройств (смартфоны, планшеты), которые позволяют бесплатно обмениваться сообщениями, аудио- и видео-звонками в приложениях: WhatsApp, Viber, Skype, Telegram. Большинством этих приложений активно пользуются педагоги и родители. Плюсы использования данных сервисов — оперативные бесплатные сообщения, создание групповых чатов, быстрый обмен видео и фотографиями с моментами занятий с детьми. Создание закрытых групп в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Большинство родителей пользуются этими сайтами. Закрытая группа — это сообщества, доступ к материалам которых ограничен для сохранения конфиденциальных данных и доступен только участникам этой группы. Родители получают возможность комментировать размещаемые в сети материалы, обсуждать те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе. Создание сайта детского сада дает родителям возможность оперативно получать информацию о специфике работы ДОУ, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. На сайте нашего детского сада родители могут узнать полную информацию о детском саде, коллективе, посмотреть фотогалерею, наше видео. Кроме того, родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности. Также на сайте размещена информация о правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников, необходимая информация по обеспечению условий для обучения инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ. Наиболее эффективной из существующих форм дистанционного общения педагогов с родителями является работа на образовательной платформе Zoom. Zoom — это облачная платформа для проведения видеоконференций, позволяющая общаться с родителями воспитанников, обмениваться информацией, выполнять совместную работу с группой и подгруппой детей и родителей в режиме реального времени. Используется педагогами для проведения онлайн — встреч, для проведения индивидуальных и групповых тренингов или консультаций, проведения мастер-классов, родительских собраний и просто для общения педагогов с воспитанниками и их родителями.
|