Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Социальное партнерство ДОУ и семьи».
Педагогика
Автор: Вещикова Ирина Викторовна   
23.03.2023 10:03

«Социальное партнерство ДОУ и семьи».«Социальное партнерство ДОУ и семьи».

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москва школа 1583 имени К. А. Керимова

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Вещикова Ирина Викторовна г.Москва 2023г.

Актуальность.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики большое внимание уделяется проблемам семьи, семейному воспитанию, сотрудничеству семьи и образовательному учреждению. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ.

 

Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, т.к. они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей.

ДОУ — как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

В документах Министерства образования и науки РФ рассматривается обновлённая образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитательного развития дошкольников, взаимодействию с родителями, социальными партнёрами.

Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями:

  • повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении,
  • консультирование родителей по вопросам воспитания психологами,
  • согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей,
  • организация социально-педагогической помощи семье,
  • совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
  • Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого. Естественно, и ДОУ, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия.

Но нередко многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов.

И у родителей, и у педагогов цель одна — благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе, социально адаптируют к новому этапу – школьной жизни. Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания.

Основная цель всех форм и видов социального партнерства ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Выстраивая модель социального партнёрства: Родитель — ребёнок- педагог», педагоги детского сада ищут новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наряду с традиционными формами взаимодействия, педагоги ДОУ используют современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников. Это означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Главное — сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

В соответствии с новым законом «Об образовании» РФ, одной из основных задач, стоящих перед детскими дошкольными учреждениями является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГО ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Я думаю, что в настоящее время, когда в обществе и в государстве меняется представление о процессе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, не сотрудничество, а именно партнёрство является наиболее перспективным, эффективным видом взаимодействия педагогов с родителями. Партнёрский уровень взаимоотношений подразумевает взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризуется доверием, общими целями и ценностями, а также признанием ответственности сторон за результат.

Перед воспитателями нашего детского сада были поставлены следующие задачи:

  • установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника
  • создание атмосферы взаимопонимания и общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Для решения поставленных задач и вовлечение родителей в единое пространство детского развития, помимо традиционных форм работы, я использую новые формы работы с семьёй. Вот некоторые из них.

Информирование родителей о ходе образовательной деятельности:

Дни открытых дверей;

Родительские собрания;

Групповые и индивидуальные консультации;

Выставки детского творчества;

Информационные стенды.

Особой популярностью среди родителей пользуются: дни открытых дверей, во время которых родителям предоставляется возможность принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми: лепить, рисовать, конструировать, заниматься аппликацией. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия на ребёнка.

С целью большей заинтересованностью родителей, мы стараемся применять новые формы проведения родительских собраний – круглый стол, дискуссионный клуб, родительская гостиная, на которых родители имеют возможность высказывать свою точку зрения, принять активное участие в обсуждении вопросов и проблем, обменяться опытом.

Обобщение лучшего семейного опыта с использованием информационно-коммуникативных технологий.

На родительскую аудиторию огромное влияние оказывает то, что о положительном опыте организации жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители, испытавшие целесообразность определённых направлений в воспитании и развитии своего ребёнка и достигнувшие определённых результатов. Поэтому выступления родителей с живым интересом выслушиваются и обсуждаются.

Образование родителей:

Консультации;

Мастер-классы;

Папки-передвижки;

Родительские уголки;

Семинары.

Важную роль во взаимодействии детсада и родителей играет образование родителей, которое помогает выстроить единую линию в образовании и развитии детей. Так мастер-классы помогают родителям понять и увидеть в самых сложных заданиях простоту, новизну, увлекательность.

Совместная деятельность:

Досуги, праздники, развлечения;

Конкурсы семейных талантов, выставки;

Проектная деятельность;

Субботники.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в досугах, праздниках, развлечениях. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность родителей. Родители не сидят на праздниках как зрители, а участвуют в сценках, играх. Живое общение с мамой приносит особое удовольствие детям, а родители погружаются в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей.

Совместно с родителями организуются выставки, фото коллажи, конкурсы рисунков, поделок, тематические праздники. Участвуя вмероприятиях, родители раскрывают интересы и способности, о которых и не подозревали. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

С целью приобщения родителей и детей к ЗОЖ, проводятся спортивные встречи. Это «Мама, папа и я, спортивная семья «, «Дни здоровья» и другие.

Традицией в нашей группе стало проведение дней добрых дел и акций. Активно принимают родители нашей группы участие в субботниках, в подготовке группы к празднику. Ежегодно проходит акция по сбору макулатуры.

Организация взаимодействия с семьёй – работа сложная. Она не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением. Взаимодействие детсада и семьи создают условия для полноценного развития личности ребёнка. У ребёнка развивается чувство защищённости, семейной сплочённости, появляется интерес к истории своей семьи, приходит осознание себя, как полноценного, любимого члена семьи. У родителей расширяются теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизируются и обогащаются воспитательные умения, появляется уверенность в собственных педагогических возможностях, укрепляются семейные ценности и традиции.

У педагогов устанавливаются партнёрские отношения с семьями воспитанников, создаётся атмосфера взаимопонимания.

Семья есть величайшая ценность, именно в ней формируется личность ребёнка. Поэтому мы делаем всё, чтобы родители воспитанников стали нашими партнёрами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год