Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровой комплект «Рамки»
Педагогика
Автор: Иванова Светлана Геннадьевна Платонова Елена Павловна   
25.02.2023 14:00

Игровой комплект «Рамки»Игровой комплект «Рамки»

«Авторские дидактические разработки» МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Платонова Елена Павловна, Иванова Светлана Геннадьевна воспитатели МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина» Гагаринский район, город Гагарин 2023 год

Пояснительная записка:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-ФЗ гарантирует лицам с ограниченными возможностями здоровья создание необходимых условий для получения качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, способствующей социальному развитию этих лиц, в том числе посредством инклюзивного образования.

 

Скачать конспект

Главная задача образовательного процесса в рамках инклюзивного подхода — не просто дать знания в пространстве какой-либо образовательной области, выполнив требования образовательной программы, а подготовить отдельно взятого ребенка к усвоению этих знаний, развить его потенциальные возможности, способности (с использованием механизма компенсации для детей с ОВЗ) на фоне исправления (коррекции) выявленных отклонений, нарушений развития.

Дошкольное образование ориентируется на подход к ребёнку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с этим работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с различными нарушениями возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Процесс обновления всегда проходит не просто, но личные профессиональные качества воспитателей, интерес к проблеме, желание идти в ногу со временем помогают овладеть новыми подходами в педагогической деятельности.

На базе МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина» г. Гагарин ведется опытно — экспериментальная работа на тему «Обеспечение условий для развития детей с ОВЗ в дошкольном учреждении». Одно из направлений работы является обновление развивающей среды для особенных детей. Идея создания игрового комплекта «Рамки» возникла из потребностей наших особенных воспитанников.

Цель игрового комплекта «Рамки»: развитие, активизация и коррекция основных психических процессов (воображения, мышления, памяти, внимания, речи), личностных и творческих качеств ребенка, а также навыков общения, эмоционально-волевой сферы.

Игровой комплект «Рамки» предназначен для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет. Составлен и оформлен воспитателями Платоновой Е.П. и Ивановой С.Г. Изготовлен из экологичных, безопасных, недорогих материалов. Многофункционален, предназначен для решения целого комплекса задач обучения и воспитания, ярок, интересен детям, прост в изготовлении и удобен в обращении, обладает большой практической значимостью, имеют высокую развивающую возможность, технологичность, сделан с любовью. Эффективность игрового комплекта «Рамки» высоко оценили коллеги на педагогическом совете ДОУ и РМО Гагаринского района. Аналогов «Рамок» не существует.

  • работе с игровым комплектом следует опираться на следующие принципы:
  • индивидуальный подход к ребёнку;
  • активное взаимодействие взрослого и ребенка;
  • профилактика утомляемости при помощи чередования интеллектуальной и практической деятельности, обеспечения занятий яркой и интересной наглядностью;
  • использование методов и приёмов, активизирующих область познания детей;
  • вариативность;
  • возрастная адекватность;
  • поддержка самостоятельной активности;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Новизна игрового комплекта «Рамки» состоит в обеспечении качества реализации программы ДОУ, возможности индивидуализации обучения, организации образовательной деятельности с широким использованием инновационных педагогических технологий по развитию детей с ОВЗ.

Примечание: новый вид рамки «Веселые пузырьки» находится в апробации.

Рамка «Мои фантазии»

Описание рамки: три рамки размером 10х15 соединены между собой. Дно соединенных рамок закрыто картоном. Пространство сверху открыто. Рамки могут быть обрамлены по-разному.

Цель: развитие творческого воображения, снятие эмоционального напряжения, переживание различных эмоций, развитие дифференцированных движений пальцев рук, воспитание усидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности.

Работа с пособием:

А) Ребенку предлагается различный материал: песок, ракушки, камни, шишки, мелкие игрушки и т.д. Он старается заполнить пространство рамки предметами, вызывающими у него радость, счастье, любовь, мечту и т. д. Взрослый угадывает желание ребенка или предлагает ему тему для наполнения рамки.

Б) Ребенку предлагается поиграть в ассоциации. Например, Новый год. Предлагаются разные предметы. Ребенок должен выбрать те, которые ассоциируются с этим праздником, и наполнить рамку.

«Радость» «Море»

Примечание: законченные работы обязательно фотографируйте!

Рамка "Узоры за стеклом»

Описание рамки: 2 рамки размером 34х25 с прозрачным пластиком или оргстеклом внутри, соединены вместе. Пространство между рамками герметично закрыто. Рамки на устойчивой подставке. Между оргстеклами рамки можно помещать разные сыпучие материалы различных форм и цветов (крупы, макаронные изделия, песок, бисер и т.д.), создавая уникальный рисунок. Для простоты заполнения имеется специальная воронка. Она предохраняет от того, что большая часть материала окажется за пределами рамки. Рамка многоразовая и ее можно использовать неограниченное число раз.

Цель: творческое самовыражение, снятие мышечного напряжения, развитие мелкой моторики рук, фантазии, тактильных ощущений, художественного вкуса, сенсорных эталонов и дифференциации.

Работа с пособием:

Ребенку предлагаются разные сыпучие материалы различных форм и цветов, из которых ребенок самостоятельно или с взрослым создает необычные узоры. Насыпают материал сверху рамки, можно заполнять рамку руками, ложкой и через воронку. Когда рамка заполнена, поверх стекла можно нанести украшение или узор, например, нарисовать рисунок гуашью, написать поздравление смывающимся маркером, наклеить наклейки и использовать многие другие приемы.

Примечание: законченные работы обязательно фотографируйте!

Рамка «Веревочки»

Описание рамки: рамка размером 39х28 без оргстекла на подставке. К сторонам рамки на закручивающихся крючках натянуты в несколько рядов веревочки (шпагат, бечевка, лента, шнурок). Количество рядов любое.

Цель: развитие и коррекция познавательной, психомоторной, коммуникативной сферы.

Варианты игр:

«Веселая птичка»

Цель: закрепление знаний о расположении предметов в пространстве, понимание и употребление простых предлогов: в, на, под, за.

А) Две птички, взрослого и ребенка, летают и присаживаются на веревочки. Ребенок повторяет действия за взрослым.

Б) Взрослый говорит, куда улетела птица — вверх, вниз, а ребенок выполняет действие.

В) Действие наоборот. «А сейчас птичка будет летать, а ты скажешь, куда она полетела.»

Г) На веревочки прикрепляются прищепками картинки, например мебель. Предложите ребенку спрятать птичку за шкаф, посадить на стул, под стол и т.д.

«Ласковый друг»

Цель: развитие кинестетических ощущений, снижение агрессивности, мышечных зажимов, умения сотрудничать с взрослым, вступать с ним в контакт.

Взрослый подбирает мелкие предметы различной фактуры: кусочек меха, кисточку, бусы, вату и т. д. Все это прикрепляется на веревочку. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «дружок» и касаться ласковыми пальчиками. Надо с закрытыми глазами отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Комментарий: можно прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Что лишнее?»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, зрительного восприятия, обогащение словарного запаса.

Перед ребенком на прищепках закрепляются 4 карточки с изображением предметов. Карточки объединены каким-либо общим признаком (принадлежность, цвет, форма, функции, наличие заданного звука и т.д). Ребенок называет и снимает лишнюю карточку и дает обоснование.

«Кто спрятался за занавеской?»

Цель: развитие речевого дыхания.

На вторую веревочку сверху прикрепляются тканевые шторки. На первую сверху веревочку прикрепляется на длинной нитке предмет, например, облачко, который должен спрятаться за занавеской. Взрослый описывает предмет несколькими словами. Например: легкое, воздушное, белое. Ребенок старается угадать предмет. Взрослый раскрывает занавески, а ребенок дует на облачко.

«Запомни и назови»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, пространственной ориентировки.

Перед игроком прикрепляются несколько карточек (от 4 до 9) и предлагается их запомнить. Затем ребенка просят отвернуться, взрослый убирает одну карточку или меняет их расположение, просит повернуться и назвать что изменилось. Картинки можно располагать в 2-3 ряда и предложить ответить на следующие вопросы: назовите картинку в верхнем ряду (во втором, третьем ряду); назовите картинки в первом столбике сверху вниз, слева направо и т.д.

«Прищепки»

Цель: развитие познавательной сферы, коррекция мелкой моторики пальцев.

На веревочки прищепками крепятся различные картинки: одежда, животные, транспорт и т.д. Можно добавлять картинки кто где живет?, кто что ест?, чей хвост?, кому что нужно для работы? и т.д.

Примечания: игры можно заменять на другие в соответствии с выбранными целями.

Рамка «Зазеркалье»

Описание рамки: рамка размером 39х28 на устойчивой подставке разделена на две части: зеркало и прозрачный пластик.

Цель: актуализация эмоций, установление эмоционального контакта между взрослым и ребенком, развитие коммуникативных навыков, снятие мышечного напряжения.

Варианты игр:

«Изобрази»

Ребенок работает в паре с взрослым.

А) Взрослый на прозрачном пластике рисует эмоцию, ребенок должен ее изобразить, глядя в зеркало.

Б) Взрослый рисует животное, а ребенок его изображает в зеркале и т.д.

«Симметрия»

Цель: ознакомление с понятием симметрия.

Ребенку предлагается с помощью зеркала отражать картинки, точнее их части, а заодно разобраться с понятием симметрии. Если половину изображения отразить в зеркале, получим полноценную правильную картинку, и этот рисунок симметричен.

«Актеры»

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.

Взрослый предлагает показать, например, клоуна, который репетирует свою самую широкую улыбку, разозлившегося человека, очень голодного человека, человека у которого сильно болит голова, сонного человека, друг друга и т.д.

«Отражалки»

Цель: актуализация эмоций.

Ребята играют в парах, напротив друг друга. Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию через прозрачный пластик (например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

Рамка «Волшебная долина»

Описание рамки: к рамке размером 34х25 прикреплена фанера, на которой имеется углубление, для прокатывания шарика. По края рамки находятся ручки для удобства балансировки. Полотно внутри рамки художественно оформлено.

Цель: развитие моторно-зрительной координации, повышение ловкости, улучшение концентрации и устойчивости внимания, развитие пространственных представлений и воображения, связной речи, повышение эмоционального тонуса, улучшение контакта (педагога с ребёнком).

Работа с пособием: балансируя сторонами доски необходимо сделать так, чтобы шарик прокатился по желобу и попал в отверстие.

Варианты игр:

А) Взрослый предлагает медленно прокатывать мячик, шарик, кораблик то в одну, то в другую сторону, можно двигать в пространстве двумя руками, или левой и правой поочередно, с закрытыми глазами.

Б) Вместе с взрослым ребенок сочиняет интересные и необычные истории, добавляя игрушек — героев на полотно.

В) «Догонялки». Взрослый балансирует доской, а ребенок старается поймать шарик руками или накрыть колпачком.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год