Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Педагогика
Автор: Краснощёкова Ирина Викторовна   
22.02.2023 21:59

Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОСОрганизация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

ГБОУ школа 113, г. Москва ул. Миклухо-Маклая, д. 18А. воспитатель Краснощёкова Ирина Викторовна — представляет:

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон от 29. 12. 2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого — медико — педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК — важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

 

Скачать презентацию

дети, состояние здоровья которых освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети — инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

В нее входят дети с разными нарушениями развития:

  • дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями речи,
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями интеллекта,
  • дети с выраженными расстройствами эмоционально волевой сферы,
  • дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является

одним из основных и неотъемлемых условий их успешной « (^социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассмотри вается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных ^образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Основные направления коррекционно- педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический этап Консультативно-проективный этап Деятельностный этап

Консультативно-пэосветительское сопровождение семьи.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут ^наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников, Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массозом детском саду и среди сверстников в обычной группе, Доже дети со значительными нарушениями могут бьпь интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-десректолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как беседа с родителями;

  • изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития -
  • характеристика детских видов деятельности, -познавательных и психических процессов, -речи.

Долее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя- логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка
  • проводит психо профилактическую и психодиагностическую работу с детьми
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед: -диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

  • составляет индивидуальные планы развития
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей; -Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
  • консультирует родителей о формировании культурно- гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Одним из условий повышения эффективности развивоющей ^педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в дошкольном образовательном учреждении

Координатор по инклюзии — специалист, сбеспечивающий в ^^условиях инклюзивной практики взаимодействие всех субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Основная цель в работе координатора является обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в доу: конкретная помощь и организация доступа в доу, в группу; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комсрортной образовательной среды.

2. Социализация — включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, доу, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

Для большинства детей с овз характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня т.е. должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение развивающих занятий, гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период.

Адаптация-это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями,

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического

2 материала.

При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: -наглядные,

  • практические
  • словесные.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из- за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья

учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год