Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, как средства развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Седякина Виктория Викторовна   
07.02.2023 14:58

Опыт работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, как средства развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возрастаОпыт работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, как средства развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста

Использование ширм в развивающей предметно – пространственной среде группы детского сада

Опыт работы по созданию РППС в группе детского сада Автор: Седякина Виктория Викторовна 27. 02. 2023 г.

Опыт работы по формированию развивающей предметно-пространственной среды, как средства развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста

В. В. Седякина г. Усолье-Сибирское, Иркутская область муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»

В данной статье представлен опыт организации развивающей предметно-развивающей среды с использованием разных видов ширм, направленный на формирование самостоятельности и инициативности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

 

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий его успешной реализации является создание следующих психолого-педагогических условий: ‒ построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; ‒ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; ‒ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения…»

Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающую среду в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Описание опыта и практический результат

Развивающая предметно-пространственная среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

С этой целью объекты деятельности мы постаралась разместить в группе в соответствии с линиями развития: для организации коллективной и индивидуальной деятельности и для игр спокойных и подвижных и т.д.

Для предоставления ребенку свободы, большого выбора самостоятельных действий в реализации своих интересов, мы в группе изготовила разные виды ширмы из разных материалов: картон, трубы ПВХ, ткань, деревянные бруски, фанера. Были так же изготовлены с помощью родителей машины из коробок большого размера для сюжетно-ролевых игр, а из коробок меньшего размера были сделаны кубики для строительства. Появилась возможность такое оборудование использовать по разному функциональному назначению (как разделители пространств, как емкости для хранения атрибутов и материалов и т.д.). Ширмы, контейнеры, коробки помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство. Обязательно было предусмотрена поло-ролевая специфика организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков отдельно оборудованы места с техникой, ширмами для ср игр «Автосервис», «Корабль», «Заправочная станция», предметами для двигательной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, имеется уголок с дамскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки. Для своих игр девочки используют ширмы «Больница», «Салон красоты», «Дом», «Палатка». Так же дети часто используют для игр ширмы «Театр»,

Свободная деятельность воспитанников, в условиях созданных нами предметно-развивающей образовательной среды группы, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет им взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а так же трансформировать окружающее пространство группы по своим интересам.

И одним из эффективных элементов зонирования пространства группы детьми являются ширмы

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год