Детский совет – как технология поддержки детской инициативы. |
Педагогика | |||
Автор: Фомичева Ольга Витальевна | |||
06.02.2023 16:01 | |||
Детский совет – как технология поддержки детской инициативы. Совсем недавно в режимах дня всех детских садов появился новый пункт, точнее два: утренний и вечерний круг. То есть в режиме дня появился ДЕТСКИЙ СОВЕТ. Сегодня я поделюсь с вами опытом внедрения детского совета с детьми старшего дошкольного возраста и то, как элементы этой технологии мы используем в смешанной группе в период адаптации к детскому саду. Детский совет – это прекрасная форма взаимодействия взрослого и детей, при которой каждый голос ребенка может быть услышан. А значит, благодаря детскому совету, можно выполнять закон об образовании, соответствовать ФГОС ДО, да и просто создавать добрые традиции.
На самом деле детский совет – не новая форма, а давно знакомая, проверенная! Вспомните пионерские костры, например. Но давайте разберемся. Каким может быть детский совет? Как его организовать? Ритуалы и игры в организации детского совета.. Какими могут быть темы детского совета. Детский совет может быть организован как Утренний круг, Вечерний круг и ситуационный круг или совет. Утренний и вечерний круг – традиционные ежедневные мероприятия ожидаемые детьми. А ситуационный – при необходимости. Ежедневное мероприятие нуждается в своих традициях: начало, приветствие, завершение и ход совета желательно организовать одинаково, так как это не только хорошо собирает детей, но дает ощущение единства, радости, причастности к общему делу. Так как же организовать и провести детский совет? Начало. У детского совета должно быть свое выделенное место, где всем удобно разместиться всех видно и всем комфортно, где вас легко найдут опоздавшие дети и откуда дети, если захотят, могут спокойно уйти. Идеально — ковер в групповой или в спальне, или маркеры пространства (подушки или коврики для каждого). Есть мнение, что воспитатель должен сидеть вместе с детьми на полу? Но на самом деле важно именно удобство! Если педагогу удобно на полу — можно сесть на пол, если не удобно, то разместиться на пуфике, стуле, низком кресле. Важно, чтобы взрослый не сильно возвышался над детьми и не был отдельно. Дети, кстати, могут также выбрать стул или пуфик. И так место найдено. Как сообщить детям о начале? Можно начать совет выразительной мелодией. Будет это одна и та же песенка утром и вечером или разные – решать вам и ребятам. Будите ли вы менять мелодию по сезону? – тоже можно принять решение с детьми. А еще это может быть – колокольчик, пищалка, появление героя или атрибута. Персонаж, конечно, больше подходить для младших детей, а вот мелодия или другой сигнал – для старших. А кстати, почему круг? Форма круга выбрана, конечно, не случайно. Она указывает на равноправие, открытость и единство. Здесь у каждого есть право голоса и каждый будет услышан. Ведь не просто так столы переговоров, например, имеют именно круглую форму. И вот мы собрались с ребятами в круг. Самое время для еще одной приятной традиции – приветствия. У нас были такие варианты: Мы говорили соседу вместе с приветствием комплимент, здоровались ладошками, плели паутинку добрых слов, пристегивали лучики к солнышку. С малышами мы учимся называть друг друга по имени, улыбаться друг другу, выбирать настроение. Конечно, ритуал приветствия утром и вечером будет отличаться, потому что задачи этих советов разные. Но независимо от того какой это совет важно соблюдать единые для всех правила: Главные из них: -Говорить по очереди. Для этого можно передавать условный микрофон, и учить детей не перебивать друг друга. -Добровольное участие (дети и собираются в круг и говорят – только добровольно, принуждать нельзя, но можно и нужно завлекать поручением, личной просьбой о рассказе о важном событии, интересным ритуалом) И так темы утреннего круга Раз это начало дня, то естественно это: Планы на день (Что будем делать?) Настроится на день. Поднять настроение. Порадовать друг друга. Поделиться впечатлениями, новостями. Обсудить проблемы и сложности Продолжительность 15-20 минут Вечерний круг и его темы, конечно, связаны с итогами дня. Что планировали? Что удалось сделать? Обсудить любую тему, волнующую Вас или детей Вспомнить самое интересное! Вспомнить и обсудить что-то хорошее, значимое. Продолжительность от 10 минут И еще есть круг ситуационный. Выделяют два и их условно можно разделить по причине сбора: первый, после значимого события, второй, после сложной ситуации. После значимого события Что понравилось? Что не понравилось? Что изменили бы? Что самое интересное! Что расскажите дома или друзьям? После сложной ситуации Как чувствуют себя зачинщики? Что можно предпринять, чтобы не повторилась ситуация? Какую помощь каждый может оказать сейчас? И несколько общих тем для детского совета. Вы все с этими темами работаете и они не будут для вас новыми. -Календарь в том числе и линейный (Памятные даты, события, планирование) -Новости детей -Обсуждение правил -Обсуждение темы недели -Новости группы. Детский совет – простая в организации и очень эффективная форма взаимодействия взрослых и детей.
|