Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лэпбук «Современные технологии обучения и воспитания детей»
Педагогика
Автор: Черняева Алёна Николаевна   
05.02.2023 21:57

Лэпбук «Современные технологии обучения и воспитания детей»Лэпбук «Современные технологии обучения и воспитания детей»

Лэпбук — это портфолио или коллекция книжек с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Размер готового лэпбука стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.

Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.

Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Для работы над лэпбуком подходит все: цветная бумага; вырезанные и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.

Можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла.

Термин «лэпбук» впервые был введён мамой и писательницей из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала его в домашнем обучении своих детей для систематизации информации.

 

Цели образовательные:

  • Расширять кругозор.
  • Учить мыслить и действовать самостоятельно в рамках заданной темы.
  • Формировать навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей в решении поставленной проблемы.

Целикоррекционные:

Данная технология обладает обширной вариативностью коррекционных целей, которые будут меняться вместе с наполняемостью лэпбука и корректироваться с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Целивоспитательные:

  • Развивать самостоятельность, самоконтроль и самоорганизацию.
  • Воспитывать умения выстраивать партнёрские отношения со взрослыми и сверстниками.

Данная технология подходит для всех категорий детей. Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Несмотря на современную моду на эти пособия (в том числе и при обучении в детском саду), ребенок 3-4 лет просто психологически не созрел для такого рода деятельности. Лишь к 5 годам у него появляются необходимые навыки для работы с лэпбуком. Но оптимальный возраст для занятий по лэпбукам это 7+ лет. В этом возрасте ребёнок может самостоятельно собрать, склеить отдельные части в единое целое, оформить по своему вкусу, используя всевозможные цвета и формы. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ему нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Основные качества технологии.

1. Системность.

Внутри лэпбука могут быть размещены различные материалы и задания, позволяющие решать поставленные задачи поэтапно, переходя от простого к сложному, так как организация методического пособия позволяет изучать и закреплять материал с различными свойствами и качествами в интеграции.

2. Комплексность.

В зависимости от образовательных и коррекционных задач наполнение папки может быть различным. Один лэпбук может содержать задания и упражнения на постановку, автоматизацию и дифференциацию звука, закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложениях, развивать лексико – грамматическую и связную стороны речи.

3. Целостность.

Все элементы лэпбука эстетически оформлены, взаимосвязаны. В зависимости от образовательных и коррекционных задач на конкретном этапе используются только необходимые материалы и задания, которые могут пополняться и корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка и его пути развития. Данная технология является интегративной и позволяет решать целый комплекс поставленных задач.

4. Развивающий характер.

Каждый компонент лэпбука, над которым работает ребёнок, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься детьми как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними задач. В результате, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

5. Структурированность.

Положительным моментом использования лэпбука в практике логопеда является то, что структура каждой конкретной папки может корректироваться в зависимости от поставленных задач и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Базовые элементы дополняются заданиями, необходимыми для эффективного усвоения материала детьми с разным уровнем развития и речевыми патологиями. Например, используя лэпбук «Времена года. Зима» для развития связной речи у ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, можно применять задания на расширение и уточнение понятий, подбор определений и действий к каждому понятию. Составлению простых предложений с исходным понятием с опорой на схему предложения. Распространение предложения однородными членами и т.д.

6. Логичность.

При правильном построении работы, логопед может создать с группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой. Например, развивая связную речь с опорой на тему «Времена года», можно создавать разные по содержанию и оформлению лэпбуки, которые будут рассказывать:

  • о зиме, весне, лете и осени;
  • о процессах, происходящих в живой и неживой природе в каждое время года;
  • о труде человека;
  • об изменении в его жизни, одежде, питании в зависимости от наступившего времени года и т.д.

7. Алгоритмичность.

Создавая лэпбук, логопед может использовать конверты одного цвета для конкретного задания. Например, упражнение «Скажи наоборот» во всех лэпбуках будут синего цвета. Опираясь на цветовую гамму, ребёнок может самостоятельно, без помощи логопеда, определять последовательность выполнения упражнений.

8. Преемственность, вариативность и гибкость.

Лэпбук хорошо использовать для детей разных возрастов и речевых нарушений. Можно выбрать задания под силу каждому: для ребят помладше – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д. Способ организации лэпбука подразумевает несколько вариантов использования каждой его части, а также обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

9. Процессуальность.

Лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской деятельности, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить лэпбук, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

10. Эффективность.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

11. Воспроизводимость.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

Источники появления технологии.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребёнка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование методики создания лэпбука, которая активно реализуетсяамериканскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому.

Направленность технологии.

По мнению Е. Тихомировой, лэпбук – это педагогическая технология, которая отвечает современным требованиям организации предметно – развивающей среды в условиях ФГОС.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

  1. целеполагание (выбор темы);
  2. разработка лэпбука (составление плана);
  3. выполнение (практическая часть);
  4. подведение итогов.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

Плюсы и минусы технологии.

Плюсы:

  • компактен, информативен, и прост в использовании
  • его структура и содержание соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка
  • может использоваться с подгруппой детей
  • позволяет интегрировать образовательные области
  • повышает мотивацию детей, помогает решить проблему быстрой утомляемости
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Минусы:

  • не подходит для работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата
  • требуется подготовительный этап для обучения детей созданию лэпбука и работы с ним
  • необходим контроль со стороны педагога при создании лэпбука.

Список литературы:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  2. https: //infourok. ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-posobiya-lepbuk-v-gostyah-u-skazki-2463746. html
  3. http: //www. tavika. ru
  4. http: //nitforyou. com/lepbuk/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год