Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игровые образовательные ситуации – современный подход к построению образовательного процесса»
Педагогика
Автор: Находкина Саида Гаврильевна Сорокина Валентина Максимовна   
23.12.2022 15:56

«Игровые образовательные ситуации – современный подход к построению образовательного процесса»«Игровые образовательные ситуации – современный подход к построению образовательного процесса»

  • Находкина Саида Гаврильевна
  • Сорокина Валентина Максимовна

воспитатели МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ» ГО «город Якутск», Республика Саха (Якутия)

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностной формы и обладают соответствующим содержанием.

 

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ ДО и ФГОС ДО, заключаются в следующем: если раньше в программе были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей. Акцент со ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Решать поставленные задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе, с учетом интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей, непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий). Отказ от занятий требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.

Игровые обучающие ситуации (далее — ИОС) – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению между собой, так и с окружающими. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия.

К этим условиям можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр…)
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеристики:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой
  • для нее специально организовано пространство и предметная среда
  • в содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
  • игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом
  • воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели.

Проведение ИОС требует от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в случае применения ИОС в НОД становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

Для проведения НОД с использованием ИОС мы разработали конспекты (см. приложение 1), а также, конкретные руководства, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением. Перед собой мы поставили следующие задачи:

  • научить ребёнка играть,
  • содействовать объединению детей в игре;
  • тактично руководить выбором игры,
  • приучать детей соблюдать во время игры правила,
  • воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Вначале оборудовали игровую среду. Красивые игровые атрибуты быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью мы широко использовали вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводили показу действий с теми или иными игрушками. Использовали такой приём как введение кукол, игровых атрибутов в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовали и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждали к решению новой игровой задачи. Для обогащения игр детей подбирали простые сюжеты для инсценировок с куклой и игровыми атрибутами.

В ходе нашей работы дети постепенно накапливали определенные знания не только по определенным образовательным областям, но и более интегрированные знания: об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых: мамы, папы, воспитателя, повара, врача и др. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Дети не только осмысливают и уточняют свои знания, о чем либо, но и учатся манерам вежливого обращения и интонации доброжелательности друг с другом и с окружающими.

Использовали в работе разные виды ИОС:

  • Ситуации-иллюстрации
  • Ситуации-упражнения
  • Ситуации-проблемы
  • Ситуации-оценки

В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки.

Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Например, Проблемная ситуация: «Помогите птицам». Педагог говорит, что сегодня она получила видеообращение от совы (на экране картинка совы и закадровый голос).

- Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь? Случилась беда. Зимой в лесу очень холодно, все деревья покрыты снегом, зимующим птицам неоткуда взять еды, и мы голодаем, помогите нам!

Воспитатель: Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь зимующим птицам? (Ответы детей) — А как мы сможем им помочь?

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Например: дети в ходе игр — драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными. Предлагаем вашему вниманию примерные варианты ИОС для детей 5 года жизни (среднего дошкольного возраста).

Ситуация «Найди свое дерево»

Цель:

  1. Развивать внимание, быстроту реакции.
  2. Закрепление порядкового счета.

Ход:

Дети под музыку выполняют разные упражнения. На полу лежат карточки двух цветов: синие и красные, с цифрами на обороте. По сигналу дети берут карточки и строятся в две колонны по цвету и порядковому номеру, обозначенному на карточке.

Материал: карточки двух цветов с цифрами (1-10) на обратной стороне.

Ситуация «Собери не задев»

Цель:

  1. Развивать ловкость, реакцию на сигнал.
  2. Учить распознавать цвета.

Ход:

В центре группы круг, внутри разноцветные кегли 6-ти основных цветов. Ведущий бросает кубик. Дети должны, не уронив кегли, собрать те, которые соотносятся к цвету на кубике.

Правила: не толкаться, не ронять кегли, собрать большее количество кеглей и правильно назвать цвета.

Материал: кегли 10 -15 шт. разных цветов, кубик со сторонами различный по цвету (основные цвета)

Ситуация «Готовимся к празднику»

Цель:

  1. Учить пользоваться карточками в самостоятельной деятельности, правильно выполнять упражнения.
  2. Развивать умение анализировать описание упражнения, показывать его.

Ход:

Мария Ивановна (физ. руководитель) поручила мне (воспитатель) к празднику разучить с вами, ребята упражнения. Дала карточки, а объяснить, что это за упражнения забыла.

Задача детям: помочь воспитателю разобраться, какие упражнения нужно разучить.

Материал: Карточки с описанием простых движений.

Список использованной литературы.

  1. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. — М.: Просвещение, 1978 г.
  2. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989 г. –
  3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. — М.: Просвещение, 1986 г.
  4. Менджерицкая Д.Б. Творческая игра в процессе детского сада 2-е изд., М.: Просвещение 1983 г.
  5. Новоселова С.Л. Система «Модуль-игра». Новая развивающая предметно – игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. М.: ООФ «Социальное развитие России» 2004 г.
  6. Башкаева В.А. Проблемно – игровая ситуация в образовательном процессе ДОУ. http: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/11/problemno-igrovaya-situatsiya-obrazovatelnom-protsesse-dou.
  7. Авилов Н.В. Образовательная ситуация как единица педагогического процесса в ДОУ. http: //studall. org/all-130891. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год