Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игровые образовательные ситуации – современный подход к построению образовательного процесса»
Педагогика
Автор: Находкина Саида Гаврильевна Сорокина Валентина Максимовна   
23.12.2022 15:56

«Игровые образовательные ситуации – современный подход к построению образовательного процесса»«Игровые образовательные ситуации – современный подход к построению образовательного процесса»

  • Находкина Саида Гаврильевна
  • Сорокина Валентина Максимовна

воспитатели МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ» ГО «город Якутск», Республика Саха (Якутия)

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностной формы и обладают соответствующим содержанием.

 

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ ДО и ФГОС ДО, заключаются в следующем: если раньше в программе были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей. Акцент со ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Решать поставленные задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе, с учетом интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей, непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий). Отказ от занятий требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.

Игровые обучающие ситуации (далее — ИОС) – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению между собой, так и с окружающими. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия.

К этим условиям можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр…)
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеристики:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой
  • для нее специально организовано пространство и предметная среда
  • в содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
  • игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом
  • воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели.

Проведение ИОС требует от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в случае применения ИОС в НОД становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

Для проведения НОД с использованием ИОС мы разработали конспекты (см. приложение 1), а также, конкретные руководства, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением. Перед собой мы поставили следующие задачи:

  • научить ребёнка играть,
  • содействовать объединению детей в игре;
  • тактично руководить выбором игры,
  • приучать детей соблюдать во время игры правила,
  • воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Вначале оборудовали игровую среду. Красивые игровые атрибуты быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью мы широко использовали вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводили показу действий с теми или иными игрушками. Использовали такой приём как введение кукол, игровых атрибутов в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовали и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждали к решению новой игровой задачи. Для обогащения игр детей подбирали простые сюжеты для инсценировок с куклой и игровыми атрибутами.

В ходе нашей работы дети постепенно накапливали определенные знания не только по определенным образовательным областям, но и более интегрированные знания: об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых: мамы, папы, воспитателя, повара, врача и др. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Дети не только осмысливают и уточняют свои знания, о чем либо, но и учатся манерам вежливого обращения и интонации доброжелательности друг с другом и с окружающими.

Использовали в работе разные виды ИОС:

  • Ситуации-иллюстрации
  • Ситуации-упражнения
  • Ситуации-проблемы
  • Ситуации-оценки

В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки.

Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Например, Проблемная ситуация: «Помогите птицам». Педагог говорит, что сегодня она получила видеообращение от совы (на экране картинка совы и закадровый голос).

- Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь? Случилась беда. Зимой в лесу очень холодно, все деревья покрыты снегом, зимующим птицам неоткуда взять еды, и мы голодаем, помогите нам!

Воспитатель: Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь зимующим птицам? (Ответы детей) — А как мы сможем им помочь?

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Например: дети в ходе игр — драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными. Предлагаем вашему вниманию примерные варианты ИОС для детей 5 года жизни (среднего дошкольного возраста).

Ситуация «Найди свое дерево»

Цель:

  1. Развивать внимание, быстроту реакции.
  2. Закрепление порядкового счета.

Ход:

Дети под музыку выполняют разные упражнения. На полу лежат карточки двух цветов: синие и красные, с цифрами на обороте. По сигналу дети берут карточки и строятся в две колонны по цвету и порядковому номеру, обозначенному на карточке.

Материал: карточки двух цветов с цифрами (1-10) на обратной стороне.

Ситуация «Собери не задев»

Цель:

  1. Развивать ловкость, реакцию на сигнал.
  2. Учить распознавать цвета.

Ход:

В центре группы круг, внутри разноцветные кегли 6-ти основных цветов. Ведущий бросает кубик. Дети должны, не уронив кегли, собрать те, которые соотносятся к цвету на кубике.

Правила: не толкаться, не ронять кегли, собрать большее количество кеглей и правильно назвать цвета.

Материал: кегли 10 -15 шт. разных цветов, кубик со сторонами различный по цвету (основные цвета)

Ситуация «Готовимся к празднику»

Цель:

  1. Учить пользоваться карточками в самостоятельной деятельности, правильно выполнять упражнения.
  2. Развивать умение анализировать описание упражнения, показывать его.

Ход:

Мария Ивановна (физ. руководитель) поручила мне (воспитатель) к празднику разучить с вами, ребята упражнения. Дала карточки, а объяснить, что это за упражнения забыла.

Задача детям: помочь воспитателю разобраться, какие упражнения нужно разучить.

Материал: Карточки с описанием простых движений.

Список использованной литературы.

  1. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. — М.: Просвещение, 1978 г.
  2. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989 г. –
  3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. — М.: Просвещение, 1986 г.
  4. Менджерицкая Д.Б. Творческая игра в процессе детского сада 2-е изд., М.: Просвещение 1983 г.
  5. Новоселова С.Л. Система «Модуль-игра». Новая развивающая предметно – игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. М.: ООФ «Социальное развитие России» 2004 г.
  6. Башкаева В.А. Проблемно – игровая ситуация в образовательном процессе ДОУ. http: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/11/problemno-igrovaya-situatsiya-obrazovatelnom-protsesse-dou.
  7. Авилов Н.В. Образовательная ситуация как единица педагогического процесса в ДОУ. http: //studall. org/all-130891. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год