«Игровые образовательные ситуации – современный подход к построению образовательного процесса» |
Педагогика | |||
Автор: Находкина Саида Гаврильевна Сорокина Валентина Максимовна | |||
23.12.2022 15:56 | |||
«Игровые образовательные ситуации – современный подход к построению образовательного процесса»
воспитатели МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ» ГО «город Якутск», Республика Саха (Якутия) Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностной формы и обладают соответствующим содержанием.
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ ДО и ФГОС ДО, заключаются в следующем: если раньше в программе были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей. Акцент со ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Решать поставленные задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе, с учетом интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей, непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий). Отказ от занятий требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры. Игровые обучающие ситуации (далее — ИОС) – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению между собой, так и с окружающими. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия. К этим условиям можно отнести:
ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеристики:
Проведение ИОС требует от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в случае применения ИОС в НОД становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника. Для проведения НОД с использованием ИОС мы разработали конспекты (см. приложение 1), а также, конкретные руководства, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением. Перед собой мы поставили следующие задачи:
Вначале оборудовали игровую среду. Красивые игровые атрибуты быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью мы широко использовали вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводили показу действий с теми или иными игрушками. Использовали такой приём как введение кукол, игровых атрибутов в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовали и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждали к решению новой игровой задачи. Для обогащения игр детей подбирали простые сюжеты для инсценировок с куклой и игровыми атрибутами. В ходе нашей работы дети постепенно накапливали определенные знания не только по определенным образовательным областям, но и более интегрированные знания: об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых: мамы, папы, воспитателя, повара, врача и др. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Дети не только осмысливают и уточняют свои знания, о чем либо, но и учатся манерам вежливого обращения и интонации доброжелательности друг с другом и с окружающими. Использовали в работе разные виды ИОС:
В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Например, Проблемная ситуация: «Помогите птицам». Педагог говорит, что сегодня она получила видеообращение от совы (на экране картинка совы и закадровый голос). - Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь? Случилась беда. Зимой в лесу очень холодно, все деревья покрыты снегом, зимующим птицам неоткуда взять еды, и мы голодаем, помогите нам! Воспитатель: Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь зимующим птицам? (Ответы детей) — А как мы сможем им помочь? В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр — драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными. Предлагаем вашему вниманию примерные варианты ИОС для детей 5 года жизни (среднего дошкольного возраста). Ситуация «Найди свое дерево» Цель:
Ход: Дети под музыку выполняют разные упражнения. На полу лежат карточки двух цветов: синие и красные, с цифрами на обороте. По сигналу дети берут карточки и строятся в две колонны по цвету и порядковому номеру, обозначенному на карточке. Материал: карточки двух цветов с цифрами (1-10) на обратной стороне. Ситуация «Собери не задев» Цель:
Ход: В центре группы круг, внутри разноцветные кегли 6-ти основных цветов. Ведущий бросает кубик. Дети должны, не уронив кегли, собрать те, которые соотносятся к цвету на кубике. Правила: не толкаться, не ронять кегли, собрать большее количество кеглей и правильно назвать цвета. Материал: кегли 10 -15 шт. разных цветов, кубик со сторонами различный по цвету (основные цвета) Ситуация «Готовимся к празднику» Цель:
Ход: Мария Ивановна (физ. руководитель) поручила мне (воспитатель) к празднику разучить с вами, ребята упражнения. Дала карточки, а объяснить, что это за упражнения забыла. Задача детям: помочь воспитателю разобраться, какие упражнения нужно разучить. Материал: Карточки с описанием простых движений. Список использованной литературы.
|