Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
Педагогика
Автор: Степанова Л.А., Лебедева Е. И.   
14.11.2016 16:46

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

  • Степанова Лариса Анатольевна, педагог-психолог МДОУ- детского сада № 41 «Кораблик», Россия, г. Серпухов.
  • Лебедева Елена Игнатьевна, музыкальный руководитель. МДОУ – детского сада № 41 «Кораблик», Россия, г. Серпухов

Мы живем в ХХI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высоких технологий, веке стремительного ритма жизни, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее актуальной. Здоровье – бесценное достояние всего общества, и, если мы хотим иметь здоровое поколение, необходимо заниматься этой проблемой целенаправленно и систематически.

 

В дошкольный период происходит интенсивное развитие и формирование организма ребёнка, его опорно-двигательного, речевого аппарата, интеллекта и психоэмоционального состояния. В этом возрасте и закладывается основа здоровья ребёнка. В наше время с каждым годом увеличивается число детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью, агрессивностью. С целью повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать детскую психику к жизни в современном обществе необходимо дополнять традиционные по структуре образовательные программы инновационными технологиями и методиками.

В своем дошкольном учреждении мы стараемся решать эти проблемы, и арт-терапия помогает нам в этом, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.

В работе с дошкольниками очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм сегодня стала арттерапия, предоставляющая ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую – либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Применение арт-методов может помочь ребенку облегчить процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций, дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страдания, страхам и другим негативным чувствам, предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений.

В нашем детском саду арт-терапевтическая работа помогает нам наладить контакт с нашими маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка разноцветных гномов или сочинение собственной сказки.

Известные в настоящее время формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. В одних случаях они используются преимущественно как один из методов коррекции, в других – как средство педагогического воздействия. Педагогическое направление арт-терапии рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. «Арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.

Арт-терапия является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то её систематизация основывается на специфике его видов.

Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса – опирается на положение об образе и единстве личности и образа.

Куклотерапия –идентификация с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки.

Изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности дает положительный результат, особенно в работе с детьми с задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушениями слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен.

Либропсихотерапия. Библиотерапия. Сказкотерапия – коррекционное воздействие чтением специально подобранного литературного материала и сочинением сказок.

Кинезетерапия – снятие через танец мышечного напряжения, в результате стресса. Использование танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения.

Музыкотерапия — метод, который использует музыку в качестве средства коррекции. Музыка – один из важнейших и необходимых элементов нашей жизни. Она существует вне языка. О лечебных свойствах музыки известно очень давно. Ещё Пифагор, исследуя лечебные свойства музыки, писал: «Музыка может врачевать безумства людей». А Аристотель утверждал, что музыка может влиять на формирование характера человека и через катарсис (очищение) может помочь снять тяжёлые психологические переживания. Исследованиями влияния музыки на организм занимались и в древнем Китае, и в Европе. А вот в России этой проблемой стали заниматься только с конца XIX века русские исследователи И.М. Догель и И.Н. Тарханов. И только в начале XX века великий русский учёный В.М. Бехтерев начал изучать влияние музыки на детей.

На данный момент научно доказано, что музыка влияет:

  • на дыхание;
  • на сердечный ритм, пульс, кровяное давление,
  • на температуру тела;
  • снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию движений;
  • может замедлить и уравновешивать электромагнитные волны активности головного мозга;
  • помогает улучшить память и обучаемость;
  • помогает активизировать иммунную систему;
  • улучшает подсознательное восприятие символики;
  • помогает побороть страхи и чувство безопасности.

А современные исследования (С. В. Шушарджан, В.И. Петрушин, А.И. Копытин) показали, что музыка помогает ещё снижать агрессию, развивает эмоции, речь и коммуникативные способности детей.

Музыкотерапия делится на 2 вида:

  1. Релаксационная – эта музыка, помогающая расслабиться, успокоиться.
  2. Активизационная – музыка, которая бодрит, активизирует умственную деятельность ребёнка и физиологические процессы в его организме.

В музыкотерапии выделяют 3 направления:

Рецептивная (пассивная) – процесс пассивного восприятия музыки:

  1. коммуникативная – совместное прослушивание музыкальных произведений с целью установления контакта между педагогом и ребёнком;
  2. реактивная – достижение катарсиса (очищения), т.е. эмоциональная разрядка;
  3. регулятивная – нормализация психоэмоционального состояния ребёнка.

Активная музыкотерапия – активное включение ребёнка в музыкальную деятельность:

  1. пение, обучение основам правильного (диафрагмального) дыхания;
  2. музыкально – ритмические движения;
  3. игра на музыкальных инструментах.

Интегративная – синтез музыки и зрительного восприятия:

  1. восприятие цвета под музыки – использование цвета с целью коррекции психофизического и психоэмоционального состояния ребёнка;
  2. восприятие произведений изобразительного искусства под музыки, а также «изображение» музыки в рисунке – музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительного восприятия оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет увидеть красоту природы, искусства, развивает чувство прекрасного. Интегративная музыкотерапия сочетает в себе подходы, как рецептивной (пассивной), так и активной музыкотерапии.

Погружение ребенка в мир любого вида искусств – это самое первое познание, которое мягко и радостно познакомит с добром и злом, красивым и безобразным, научит понимать первичный язык человечества. Вот почему так важно использовать игровую здоровьесберегающую методику формирования и развития различных навыков, основанную на принципах и методах арт-терапии. Они предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности дошкольника подняться на высокую ступень своего развития.

Наш опыт показал, что используя в работе с дошкольниками данные методы здоровьесберегающей технологии, помогают способствовать сохранению у детей хорошего настроения, работоспособности, развитию культуры речи, улучшению эмоционального состояния и психических процессов, раскрытию творческих возможностей, формированию нравственных качеств и эстетического отношения к окружающему миру и, самое главное, укреплению здоровья наших детей!

Список литературы:

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., Лань, 2002. – 366 с.
  2. Петрушин В.И. Музыкотерапия. – М., Владос, 1999. – 255 с.
  3. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М, Антидор, 1998. – 363 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год