Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорно — развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Дары Фребеля»
Педагогика
Автор: Бекташева Татьяна Викторовна   
27.02.2022 11:26

Сенсорно — развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Дары Фребеля»Сенсорно — развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Дары Фребеля»

Период раннего детства – самый счастливый в жизни ребенка. Это время ребенок «проживает» в радостном общении со взрослыми и сверстниками, в постоянном поиске нового и неизведанного. Основной формой организации деятельности с детьми дошкольного возраста является игра. Главная задача взрослого – дать правильное направление игре и, используя возможности игры, создать оптимальные условия для развития ребенка. Игра, как самая адекватная для ребенка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий. Ребенка достаточно заинтересовать и он все сделает сам, как ему подсказывает внутренняя природа. Что необходимо познать ребенку раннего возраста? Необходимо понять, что вокруг него есть мир – живой и неживой, разнообразный, разноцветный, с разными по размеру, цвету, форме, запаху, вкусу, уровню громкости предметами и живыми объектами. Иными словами ребнку раннего возраста нужно разобраться в сенсорных эталонах и сформировать умение пользоваться предметами, окружающими малыша.

 

Для полноценного развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров». Первым даром, по его мнению, является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка. Обосновывая, почему первым даром, первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Третий дар- куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях ( «сложное единство», «единство и многообразие»); он имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций. Четвертый дар- кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются. Пятый дар-кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар- кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д.

Использование фребелевского пособия способствует развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме приведенных шести даров Фребель предлагал впоследствии давать детям дополнительный строительный материал (арки и т. д., а также рекомендовал проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр. Еще одна ценная черта «даров» — последовательность ознакомления ребенка простейшими геометрическими формами. Замечательна и сама мысль о строительном материале для игр-занятий. Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. И еще немаловажный факт – система работы по Фребелю отвечает основным принципам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В основе системы лежит игра как основа деятельности ребенка, стихия, в которой он живет. В свое время был одним из первых, кто понял, что во время игры ребенок наиболее полно реализуется и развивается. Он разработал целый ряд игр и игрушек, которые использовались в его детском саду и давались малышам в подарок. Воспитание ребенка по своей системе Ф. Фрёбель рекомендует начинать со второго периода детства, то есть после года, когда уже можно знакомить ребенка с понятиями количества и разнообразием вещей, а так же руководить проявлениями его воли. Сенсорное воспитание, которое лежит в основе системы, служит основой познания мира, первой ступенью, которая предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, и т. д.) на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, развитие функций речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка.

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми раннего возраста, учитываю не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка. Не зря говорят, все новое – хорошо забытое старое! И это так важно, имея бесценный игровой материал использовать его на благо детей.

Список использованной литературы:

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». 2019

СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФГОС И ПЕДАГОГИКИ ФРЕБЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ ДО

Принципы ДО в соответствии с ФГОС ДО Принципы педагогики Фрёбеля Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития.

  • Признание уникальности каждого ребенка;
  • признание целостности детства в его проявлениях.
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования)
  • Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);
  • создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка 2. Обеспечение полноценного развития каждого ребенка
  • Создание благоприятных условий в развитии детей с учетом возрастных индивидуальных особенностей и склонностей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • сотрудничество организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Признание ребенка как части семьи и общества.

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и действия ребенка в различных видах деятельности.
  • целостный взгляд на развитие каждого ребенка. 4.-формирование общей культуры личности детей.

Возрастная адекватность ДО; учет этнокультурной ситуации развития детей.

Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребенка, его внутренним законам.

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ:

Это составная часть развивающей предметно – пространственной образовательной среды;

Способствует развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;

Создает условия для организации совместной деятельности взрослого и детей, для самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (СОГЛАСНО ФГОС ДО) С КОМПЛЕКТАМИ КАРТОЧЕК – ИГР

  1. Социально- коммуникативное развитие;
  2. Познавательное развитие;
  3. Речевое развитие;
  4. Физическое развитие;
  5. Художественно-эстетическое развитие.

Развивающая образовательнаясреда призвана создавать условия для:

  • формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания
  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств
  • формирования предпосылок учебной деятельности
  • обеспечения возможности достижения социальной успешности
  • сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста
  • коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Заключение

Таким образом, мы, педагоги ДОУ, уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год