Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Тестопластика, как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОО»
Педагогика
Автор: Надеина Светлана Викторовна   
24.12.2021 23:00

«Тестопластика, как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОО»«Тестопластика, как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОО»

составила педагог-психолог Надеина С.В. МДОУ №17 «Колокольчик» Пос. Малороссийского

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источники творческой мысли»
В.А. Сухомлинский

На сегодняшний день у детей дошкольного возраста возникают как физические, так и эмоциональные перегрузки, стрессы. Физическое и духовное развитие ребенка зависит от того, каким он увидит окружающий мир.

Как следствие в детский сад приходят: неспокойные, агрессивные, а так же дети с расстроенной психикой. Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушением психоэмоционального развития, из них 80% — это дети с ограниченными возможностями здоровья. Данной категории детей свойственны эмоциональная неустойчивость, агрессивность, тревожность, повышенная возбудимость, отсутствие развитой самооценки, что серьезно осложняет взаимоотношения с окружающим миром. Внутренний мир ребенка с ОВЗ в развитии действительно сложен и многообразен Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.

посмотреть видео

Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:

  • Коррекционно-развивающую — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.); коррекция и развитие тактильного восприятия через лепку, и раскрашивание изделий из соленого теста;
  • Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную — развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психо-эмоционального напряжения
  • Воспитательную — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Из истории русской тестопластики.

Тестопластика (мукосолька) – увлекательный вид рукоделия, не требующий ни больших денежных затрат, ни особых умений. Лепить из соленого теста – одно удовольствие. Этот процесс интересен детям. Из невероятно пластичного, податливого и абсолютно безопасного материала для творчества получаются чудесные фигурки.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Технология тестопластики является одним из самых увлекательных видов декоративно-прикладного искусства. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.

На своих занятиях осуществляю целенаправленную коррекционно-развивающую работу по формированию высших психических функций, познавательной деятельности посредством использования разнообразных приемов тестопластики.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формированию у ребенка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика, представляет ребенку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемыми для него способами. Непременное условие на занятиях – это атмосфера доверия, а также заинтересованного доверия.

На первых занятиях происходит знакомство детей с технологией тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, необходимыми инструментами для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т. д.).

В первую очередь дети учились лепить и украшать плоскостные фигурки. Для раскатывания теста использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня. А потом к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост.

Во время совместной деятельности с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, использование приемов тестопластики дает возможность также закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

Дошкольники, с огромным интересом слушают сказки, знакомятся с новой изобразительной технологией. Создавая свои поделки, дети учатся работать с различными инструментами, при этом испытывая огромное удовольствие от того, что в результате их творчества появляются очень интересные и замечательные изделия, с которыми можно, как поиграть, так и подарить их. Применение данной технологии имеет положительную динамику в развитии мелкой моторики рук, что также дает свой результат в улучшении речевого развития.

В процессе использования тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета). Также тестопластика формирует у дошкольников творческое начало.

Как приготовить тесто для лепки.

Рецепт 1

  • 1 ст. мелкой соли;
  • 1 ст. муки;
  • 5 ст. л. подсолнечного масла;
  • вода;
  • цветная гуашь или натуральный сок.

Тщательно размешайте в глубокой емкости сухие ингредиенты, влейте туда масло и немного воды. Чтобы тесто приобрело определенный окрас, аккуратно вмешайте в него сок (например, морковный либо свекольный).

Рецепт 2

  • 1,5 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 125 мл воды.

Все смешать и замесить тесто, как на варенички. Для лепки тоненьких рельефных фигурок добавьте еще что-то одно на выбор: 1 ст. л. клея ПВА, 1 ст. л. крахмала или смесь клея для обоев и воды.

Коррекция тревожности у детей 7-10 лет

Упражнение с тестом -1

Цель: формирование осознания собственных эмоций, снятие напряжения. Время: 15 мин.

Оборудование: музыкальная аппаратура, музыкальная запись «Звуки природы», газеты, посуда с водой, салфетки, пластиковая доска, тесто.

Инструкция:

«Закрой глаза. При закрытых глазах твои пальцы и руки более чувствительны к тестуе. Открытые глаза могут изменять твои ощущения. Попробуй оба этих способа, чтобы выяснить, так ли это. Если тебе все-таки нужно на короткое время открыть глаза, это ничего, просто затем закрой их снова. Посиди минуту, положив руки на кусок теста. Сделай два глубоких вдоха. Теперь делай то, что я говорю. Почувствуй кусок теста таким, какой он есть сейчас, подружись с ним. Он гладкий? Корявый? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьми его и подержи. Он легкий? Тяжелый?.. Теперь отложи его и отщипни кусочек. Пользуйся двумя руками. Отщипывай кусочки медленно... Теперь быстрее... Отщипывай большие и маленькие кусочки. Сожми тесто... Теперь разгладь ее. Используй большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как ты разгладила тесто, ощупай места, которые ты разгладила... Соедини всё вместе, чтобы получился шар... Проткни тесто. Если глина расплющивается, опять собери ее и проткни снова. Попробуй сделать это и другой рукой тоже... Собирай ее и ударяй по ней... Пошлепай по ней... Пощупай гладкие места, которые образовались после похлопывания...

Собери глину... Разорви ее. Отрывай маленькие и большие кусочки. Соедини их. Возьми кусок и брось его. Ты можешь на минутку открыть глаза для этого... Сделай это снова. Сильнее. Сделай так, чтобы был слышен сильный шлепок. Не надо бояться сильного удара... Теперь собери тесто снова... Потыкай ее пальцами... Пальцем проковыряй в ней дырку...

Проковыряй еще несколько дыр... Проковыряй одну сквозную. Ощупай края дыры, которую ты проделала. Собери тесто и попробуй нанести на нее линии, ударяя по ней, и проделай в ней маленькие отверстия с помощью пальцев. Ощупай линии и отверстия, которые ты сделала. Используй различные пальцы руки, суставы, ребро ладони, ладонь. Ты можешь использовать даже свои локти...

Теперь оторви кусочек и сделай змею. Она будет становиться всё тоньше и длиннее по мере того, как ты будешь раскатывать глину. Оберни ею свою руку или свой палец. Теперь возьми кусочек, раскатай его между ладонями и сделай маленький шарик. Ощупай этот шарик. Сомни его снова. Возьми на минуту обеими руками кусок глины. Ты теперь хорошо знаешь его».

Рефлексия:

  • Что ты сейчас чувствуешь?
  • Что тебе понравилось больше всего?
  • Что ты чувствовала, когда делала это?
  • Что тебе не понравилось делать?
  • Какие чувства у тебя возникали, когда ты делала это? Подробнее обсуждаются те вещи, которые нравятся.

Упражнение с тестом — 2 (продолжение)

Цель: отреагирование вытесненных эмоций, снятие напряжения.

Время: 20 мин.

Оборудование: музыкальная аппаратура, музыкальная запись «Звуки

природы», газеты, посуда с водой, салфетки, пластиковая доска,

тесто.

Инструкция:

«Закрой глаза. Почувствуй тесто двумя руками. Сделай два глубоких вдоха. Сейчас я хотела бы, чтобы ты что-нибудь сделала из тесто, но не открывая глаз. Просто дай возможность своим пальцам свободно двигаться. Может быть глина неподатливая. Или, может быть, наоборот, легко подчиняется тебе. Придай ей какую-нибудь форму. Есть ли у тебя какой-нибудь замысел? Что ты хотела бы сделать? Сделай это с закрытыми глазами. Или просто оглаживай кусок глины круговыми движениями.

Когда ты закончишь, открой глаза и посмотри, что ты сделала. Позволь себе удивляться. Ты можешь добавить еще несколько завершающих движений, но не меняй того, что уже сделано. Поворачивай свое изделие и рассматривай его с разных сторон и под разными углами.

Опиши свое изделие из глины так, как если бы это была ты сама, побудь этим тестом.

Вылепи свое эмоциональное состояние или то, что как можно точнее отразило бы его.

Поговори со своим эмоциональным состоянием, выскажи ему все, что тебе хочется.

Измени его (можно очень грубо) в то, что захочешь».

Рефлексия:

  • Что ты сейчас чувствуешь?
  • Что тебе понравилось больше всего?
  • Что ты чувствовала, когда делала это?
  • Что тебе не понравилось делать?
  • Какие чувства у тебя возникали, когда ты делала это?
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год