Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проектная деятельность в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Приходько Мария Олеговна   
20.12.2021 10:15

Проектная деятельность в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возрастаПроектная деятельность в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

Приходько Мария Олеговна Воспитатель, МАДОУ № 48 Город Томск

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдается формирование у детей неправильного отношения к природе и природным объектам. Прежде всего — пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста — отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе природе.

 

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста: формирование у них элементарных представлений о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду? Как сделать так, чтобы цели экологического образования реализовывались в полном объеме?

Выстраивая работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы старались учитывать психофизиологические особенности: темперамент, модальность (каналы восприятия информации). Способы получения информации у детей различные: одни воспринимают на слух (аудиалы), другие- зрительно (визуалы), третьи – через ощущения (кинестеты). Это проявлялось во всех формах организации детей: коллективной деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность); самостоятельной деятельности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды); в совместной деятельности детей с педагогами и родителями (проекты, различные родительские встречи, акции, походы).

Проектный метод один из самых эффективных методов совместной работы всех участников образовательного процесса.

В ходе нашего наблюдения за детьми, было выявлено, что их интересует полет шмеля, порхание бабочки, стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать — зачем пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Ведь насекомые – самая многочисленная, удивительно-загадочная группа животных. Но в ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых неоднозначная. Часть детей выражает радость и интерес, другая – пугается, третья — предлагает уничтожить насекомых. В процессе беседы выяснилось, что знаний у дошкольников о насекомых недостаточно. Возникли вопросы: «Нужны ли насекомые? Для чего они нужны? Что от них больше: пользы или вреда?». Так зародилась идея проекта «Загадочный мир насекомых». Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта один месяц. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о мире насекомых.

Задачи:

  1. развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей;
  2. развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
  3. систематизировать знания детей о некоторых особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания;
  4. развивать эмоциональную отзывчивость;
  5. содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами;
  6. развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;
  7. воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

В ходе реализации подготовительного этапа особое внимание уделяли подбору различных материалов для работы в группе и на площадке для прогулок, например, для визуалов использовалась иллюстрированная литература, сюжетные картинки, дидактические игры; для аудиалов — аудиозаписи со звуками природы, насекомых, аудиорассказы; для кинестетов – игрушки-насекомые, материалы опытно-экспериментальной деятельности. Учитывая темперамент детей давали различные задания, например, дети-флегматики вместе с родителями изготавливали информационный буклет по теме: «Какая польза от насекомых», дети-холерики, как наиболее активные готовили выступления по разным вопросам: «Чем стрекочет кузнечик?», «Кто такой шмель».

Во время проведения различных видов детской деятельности: беседы: «Насекомые нашего края», «Шестиногие малыши», «Опасные насекомые», «Насекомые», изодеятельность: «Стрекоза», «Бабочки на полянке», «Веселые гусеницы», «Божья коровка на цветке», «Дорисуй насекомое по образцу», «Мое любимое насекомое», «Бабочка» (оригами), «Муравейник» реализовывали рекомендации, разработанные нашими педагогами по работе с детьми с различными типами темперамента и модальности. Холерикам и сангвиникам давали больше возможности двигаться, используя эстафеты, игры «Самая быстрая пчелка», «Самый прыгучий кузнечик», чтобы снизить двигательную активность. В продуктивных видах деятельности флегматики и меланхолики работали вместе с холериками и сангвиниками, так как темп работы, задаваемый ими, передавался флегматикам и меланхоликам. Учитывая различные виды модальности детей, использовали яркий, иллюстрированный наглядный материал, словесные инструкции, макеты, игрушки насекомых.

Организовывая сюжетно-ролевые игры, инсценировки: «Приключение в лесу», "Пасека", "Муравейник", старались вовлечь всех детей. Быстрее всего включаются в любой вид деятельности холерики и сангвиники, поэтому они чаще всего первыми исполняют различные роли, затем подключаются более замкнутые дети-флегматики и меланхолики. Определяя роли в инсценировках, учитывали желание детей и темперамент. Например, сангвиники быстро и хорошо справляются со своей ролью, что позволяет более стеснительным детям, таким как меланхолик, выступить в этой же роли более уверенно. Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, даем возможность каждому ребенку проявить себя.

Проведение экспериментов (ловушка для насекомых), наблюдений, за божьей коровкой, дождевыми червями, комарами, гусеницами и бабочками, строились с учетом модальности детей. Детям-визуалам давалась возможность более длительного зрительного контакта с объектом наблюдений, для детей-аудиалов использовалось художественное слово, объяснения, дети-кинестеты – имели возможность подержать в руках, потрогать объект наблюдений столько, сколько им было необходимо.

На заключительном этапе была организована выставка детских работ на тему: «Мое любимое насекомое», создана презентация «Загадочный мир насекомых». Итоговым продукт проекта стало создание лэпбука "Насекомые", в котором приняли участие все дети группы.

В результате реализации проекта

  • дети знают и называют насекомых
  • имеют представления об особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает, плавает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), местах и способах зимовки насекомых;
  • знают о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям;
  • знают о вреде, который приносят насекомые людям, животным, растениям (мухи, тараканы, слепни, домашние муравьи, блохи, вши).
  • проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдают и экспериментируют.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год