Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ДОРОГА В УСПЕШНОЕ БУДУЮЩЕЕ»
Педагогика
Автор: Кашурина Людмила Александровна   
30.05.2021 13:42

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ДОРОГА В УСПЕШНОЕ БУДУЮЩЕЕ»«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ДОРОГА В УСПЕШНОЕ БУДУЮЩЕЕ»

Кашурина Людмила Александровна Заведующий МБДОУ компенсирующего вида № 46 «Лучик» г. Красноярск

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Современная действительность и новые условия жизни требуют от нас новых подходов к образовательной деятельности и мастерству педагога. И сегодня все педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. И, конечно, исходя из реалий времени, перед педагогом дошкольного учреждения стоит непростая и важная задача – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

 

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Главный критерий – это новизна и актуальность. Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса
  • Интенсификации познавательной деятельности воспитанников и обучающихся
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы; — Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики. Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы.

В воспитательно-образовательном процессе принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается равного партнерства: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель и задача такого понимания — содействовать становлению ребенка как личности. В основе лежат два ключевых подхода:

Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого воспитанника. С помощью современных технологий педагог учитывает уникальный опыт и характер каждого ребенка, развивает его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (дети могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны педагога), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Однако, что более сложно и важно – это, конечно, «услышать голос ребенка» с особыми образовательными потребностями.

Как же организовать работу педагогического коллектива, деятельность каждого педагога, чтобы совокупность знаний и умений привела к желаемому результату?

Использование в практике работы ДОУ с детьми с ОВЗ элементов разных технологических подходов, их тщательный и критический анализ может стать основой становления педагогического стиля. И, безусловно, каждая из используемых педагогических технологий должна быть выполнима и, в первую очередь, здоровьесберегающей. Федеральные государственные требования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение современных технологий в образовательное пространство ДОУ.

В настоящее время насчитывается больше сотни образовательных технологий. Какие же выбрать?

Характером применяемого инструментария (методик, техник, программных и технических средств) определяется специфика воспитательной модели, в зависимости от которой выделяют различные виды инновационных технологий: игровые; проектные; проблемного обучения; с использованием информационно-коммуникационных средств; сотрудничества и групповой деятельности; личностно-ориентированные и пр.

В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие современные образовательные технологии в организации учебного процесса:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • интерактивные технологии
  • личностно-ориентированные технологии
  • технология портфолио дошкольника и педагога
  • игровая технология
  • технология проблемного обучения
  • технология адаптивного обучения
  • дистанционное обучение

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.)
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры)
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников)
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

В нашем ДОУ педагоги применяют:

  • Ходьба по коврику из пробок, камушков и др. материалов, где происходит массаж стопы ног
  • Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
  • Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные
  • Различные тренажеры развития координации движения и др.
  • Ежедневно после сна оздоровительная гимнастика босиком под музыку.

Технология проектной деятельности – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности воспитанников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений. Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Особенности технологии и методики проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ:

  • Необходимость участия воспитателя как организатора и

координатора деятельности в проекте.

  • В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.
  • В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Типы проектов:

  • по доминирующему методу
  • исследовательские
  • информационные
  • творческие
  • игровые
  • приключенческие
  • практико-ориентированные
  • по количеству участников
  • индивидуальный
  • парный
  • групповой
  • фронтальный
  • по продолжительности
  • краткосрочный
  • средней продолжительности
  • долгосрочный

Все дети по природе своей испытатели, исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: он наблюдает, как бабочка перелетает с цветка на цветок; он добавляет краску в воду и смотрит, что получится; изучает поведение домашних животных, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Эксперимент используется в обучении для ознакомления детей со свойствами, не лежащими на поверхности изучаемого объекта. Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. При организации экспериментальной деятельности дети приобщаются к посильной исследовательской деятельности.

Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Для решения проблемной ситуации, взрослый предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод у них рождался как бы сам собой. Тем самым взрослый создаёт условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде.

Методы и приемы:

-эвристические беседы

  • постановка и решение вопросов проблемного характера
  • наблюдения
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
  • опыты
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  • подражание голосам и звукам природы
  • использование художественного слова
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
  • ситуации
  • трудовые поручения, действия

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами педагогам и воспитаникам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, наши воспитанники открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой ребята взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Интерактивные технологии реализуются изначально через проведение педагогических семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, а затем и бесед, занятий с детьми, на которых они могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение. Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие интерактивные методы в организации учебного процесса: хоровод, синтез, микрофон, карусель, аквариум, дерево знаний, кейс метод (анализ конкретных, практических ситуаций), работа в парах и др. Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования его соблюдения:

  • гуманная педагогическая позиция;
  • ценностное отношение к ребенку, его творчеству;
  • создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
  • владение методикой и основами образовательных технологий;
  • целенаправленное развитие индивидуальности детей.

Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.

Портфолио ребенка — это копилка личных достижений в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени)
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ)
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» ( «Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования. Создание собственного портфолио поможет воспитателю:

  • систематизировать накопленный опыт,
  • определять направление деятельности,
  • показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности,
  • отслеживать творческий и профессиональный рост,
  • содействовать формированию навыков самооценки,
  • позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.

Игровые технологии выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры дети занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части занятия или свободного досуга. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам..

В практике работы с детьми с ОВЗ игровая деятельность выполняет такие функции:

  • социокультурную: синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и формирование ребенка как личности
  • коммуникативную: моделирование разных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликтов
  • самореализации: сфера реализации себя как личности
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей
  • развлекательную: создание определенного комфорта благоприятной атмосферы.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п..

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Основные принципы организации игры:

  • Отсутствие принуждения
  • Развитие игровой динамики
  • Поддержание игровой атмосферы
  • Переход от простейших игр к сложным
  • От поддержания – к игровой инициативе
  • Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности
  • Углубление содержания игровых заданий

Технология проблемного обучения обуславливает совокупность приемов и методов, которые обеспечивают формирование самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитие творческого мышления посредством преодоления умственного затруднения, вызванного дефицитом знаний. Это очень актуально при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Целью такого метода является овладение общими принципами самостоятельного обучения. Специфика технологии заключается в том, что педагог только определяет задачу, а затем предоставляет дошкольникам возможность на основе ранее усвоенных знаний и приобретенных навыков находить способы решения. Для вовлечения дошкольников в познавательную деятельность проблемная ситуация должна соответствовать доступному уровню сложности и быть реализована в увлекательной форме. Решение проблемной задачи выполняется под руководством воспитателя по следующему алгоритму: -Осознание заложенного в задании противоречия.

  • Формирование гипотезы его разрешения.
  • Совместный поиск подтверждения гипотезы.
  • Формулировка вывода, уточняющего причинно-следственные связи и расширяющего знания о предмете. Описанный алгоритм предполагает достаточный уровень развития аналитического мышления, ввиду чего проблемные технологии целесообразно применять в группах старшего дошкольного возраста.

Технология адаптивного обучения представляет собой разновидность технологии разноуровневого обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учётом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, егодеятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяетсяформированию у них учебных умений. Используя технологию адаптивного обучения, педагог работает со всей группой (сообщает новое, объясняет, показывает и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой обучающихся, осуществляет контроль и т. д.). Деятельность обучающихся совершается совместно с педагогом, индивидуально с педагогом и самостоятельно под руководством педагога. Учебный материал «приспосабливается» к интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферам каждого ребёнка. Организация игровой деятельности в вариационных формах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес детей и способствуют развитию у них предпосылок учебных и коммуникативных умений и навыков.

На сегодняшний день понятие «Технология адаптивного обучения воспитанников» не является общепринятым в традиционной педагогике. Но сколько бы точек зрения не существовало по этому вопросу, главным остается то, что технология-это наука о способах воздействия воспитателя на ребёнка в процессе формирования предпосылок учебной деятельности. И если данная технология пробуждает интерес и способствует активизации познавательной деятельности, то ее использование оправдано.

Дистанционное образование дошкольников входит сегодня в число инновационных подходов. Оно все активнее используется, если образовательный процесс в очной форме организовать невозможно (ребенок часто и длительно болеет или в период самоизоляции). Использование дистанционного образования дошкольников даёт возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность, существенно обогатить образовательную среду, позволяют сделать процесс обучения и развития ребѐнка достаточно эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребѐнка, но и для педагога, позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности. Но необходимо учитывать, что занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

В заключении хотелось бы отметить — Детский сад – это первый опыт участия ребенка в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.

Работая над внедрением новых технологий, коллектив опирался на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.

Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.

Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.

Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь здорового ребенка — любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
  2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  3. В.В. Гербова «Развитие речи» — МОЗАИКА СИНТЕЗ.
  4. https: //www. knigadeti. ru /Книга года: выбирают дети.
  5. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М., 2011.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с. утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
  7. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М., 2013. № 03-248
  8. Узорова Т.А., ИКТ используют все педагоги. Как выявить лучших?: Справочник старшего воспитателя №4 апрель 2017г.
  9. Крыгина Ксения Геннадьевна Педагогические технологии используемые в ДОУ [Электронный ресурс] – 2015 г. https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/10/pedagogicheskie-tehnologii-ispolzuemye-v-dou
  10. Казакова, Вера Николаевна Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] http: //www. dissercat. com/content/upravlenie-innovatsionnymi-protsessami-v-doshkolnykh-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh#ixzz5j61fWZS6
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год