Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для педагогов на тему: «Внедрение метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ» в рамках городского методического дня
Педагогика
Автор: Сергеева Ольга Владимировна   
14.05.2021 14:32

Мастер-класс для педагогов на тему: «Внедрение метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ» в рамках городского методического дняМастер-класс для педагогов на тему: «Внедрение метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ» в рамках городского методического дня

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Пчелка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Подготовила: Сергеева Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории;

Цель: использования метода интеллект — карт для систематизации знаний детей.

Задачи:

  • познакомить коллег с методом и основным приёмам создания интеллект — карты;
  • отработать приём создания интеллект — карты в деятельностном режиме;
  • формировать познавательные действия, становление сознания;
  • создать условия для овладения детьми технологией самостоятельного заполнения интеллект – карты;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между собой и окружающим миром;
  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.

Целевая аудитория: воспитатели.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Оборудования: интерактивная доска, магнитная доска, ватман, фломастеры.

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
  2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2010.
  3. Колотова К. В.Методическая разработка по теме: «Формирование навыков самопрезентации у дошкольников посредством использования интерактивных техник» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2016. – № 45.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  5. http: //bershadskiy. ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 http: //conceptdraw. fileburst. com/Full/CDMindMap

Добрый день, уважаемые коллеги.

Актуальность. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, — не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

И я считаю, что образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.

Основная идея.

Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, я начала использовать метод интеллект-карт, как один из активных методов обучения, который обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Я поставила перед собой цель: использования метода интеллект – карт для

систематизации знаний детей. Которую я решаю через следующими задачами, с которыми вы можете ознакомится на экране.

Метод интеллект-карт был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании. Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.

Теоретическая база.

Интеллект — карта (или карта ума) — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский «Учите ребенка, каким — нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Как вы думаете, почему Ушинский делает упор на наглядность?

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Преимущественный метод интеллект-карт достигается: Наглядностью, вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательностью, хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемостью, благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Творчеством, интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Применять интеллект — карты можно по двум направлениям:

  • закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально
  • развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Что же такое интеллект-карта на практике. Рассмотрим схему.

Позволяет, учит, способствует, развивает

Можно составлять интеллект карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз. Во время совместного с детьми создания интеллект карты обсуждение идет и проговаривание. Готовую интеллект -карту можно прикрепить на видное место и использовать не один раз. С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять. Мы начали составлять интеллект – карты с детьми со средней группы. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Осень», «Одежда». Имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Далее мы продолжили составлять интеллект карты более обширно, Например: на темы «Времена года», «Сказки», «Безопасность», и т. д.

В итоге мы отметили качественное усвоение детьми материала, улучшение связной речи, памяти, познавательного интереса. Дети стали интересоваться пройденными темами. Родители наших воспитанников отмечают, что у детей появилось стремление узнать больше и рассказать об этом своим близким. Таким образом, использование интеллект карт открывает новые возможности педагогов в развитии познавательных способностей дошкольников. Развивается память, мышление, ребенок не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным. Безусловно, я планирую продолжать работу с детьми в данном направлении и дольше.

Для создания интеллект-карт нужно подготовить:

  • при работе используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
  • лист располагается горизонтально
  • главная идея находится в центре страницы
  • главные ветки обозначаются разным цветом
  • для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Сейчас я продемонстрирую, как организуется совместная деятельность с детьми по составлению интеллект — карты в процессе разработки тематического модуля.

В начале модуля перед детьми ставится проблемная ситуация. Чтобы её решить необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Когда я начала осваивать работу с интеллект — картой помогала детям: наводящими вопросами, подбором картинок. Затем ребята освоили правила и теперь самостоятельно подбираю материал и развивают свои мысли и идеи.

В центе ставится проблемная ситуация, связанная с темой модуля. Подбираем соответствующую картинку. Затем каждый ребёнок высказывает своё мнение в решении проблемы. Решаем коллективно, что подходит нам, подбираем материал. От центральной идеи расходятся стрелки — направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь своё направление.

В ходе реализации тематического модуля интеллект-карта находится на тематической доске, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать. По завершению тематического модуля используем интеллект карту, как подведение итогов.

Например: Интеллект — карта тема «Время года». От центральной картинки первая стрелка показывает весна, следующая стрелка под тема рассказывает о признаках весны. Затем мы рассматриваем одежду в это время года, это будет следующая ветка. Как уже было сказано каждый блок имеет своё продолжение и разбивает блок на более мелкие под темы.

Предлагаю вам просмотреть процесс создания интеллект карт.

Я считаю, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.

Практическая работа по составлению интеллект — карт участниками мастер-класса.

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разделится на три группы, у каждой из вас в руках геометрические фигуры, круг и квадрат, треугольник, у кого круг проходим в левую сторону, а у кого квадрат в правую сторону, у кого треугольник в середину, занимайте места. И ваши команды попробуют создать интеллект-карты на темы «Россия», «Безопасность», «Отрасли животноводства для человека». После каждая группа представляют работы.

Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно использовать интеллект-карту в систематизации знаний детей. И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию.

В заключении можно сделать вывод: применение интеллект –карт способствует всестороннему развитию ребенка. Дети не только учатся усваивать информацию, но и добывать знания, и оперативно с ними работать.

Спасибо за внимание, и за участие.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год