Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для педагогов на тему: «Внедрение метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ» в рамках городского методического дня
Педагогика
Автор: Сергеева Ольга Владимировна   
14.05.2021 14:32

Мастер-класс для педагогов на тему: «Внедрение метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ» в рамках городского методического дняМастер-класс для педагогов на тему: «Внедрение метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ» в рамках городского методического дня

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Пчелка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Подготовила: Сергеева Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории;

Цель: использования метода интеллект — карт для систематизации знаний детей.

Задачи:

  • познакомить коллег с методом и основным приёмам создания интеллект — карты;
  • отработать приём создания интеллект — карты в деятельностном режиме;
  • формировать познавательные действия, становление сознания;
  • создать условия для овладения детьми технологией самостоятельного заполнения интеллект – карты;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между собой и окружающим миром;
  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.

Целевая аудитория: воспитатели.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Оборудования: интерактивная доска, магнитная доска, ватман, фломастеры.

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
  2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2010.
  3. Колотова К. В.Методическая разработка по теме: «Формирование навыков самопрезентации у дошкольников посредством использования интерактивных техник» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2016. – № 45.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  5. http: //bershadskiy. ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 http: //conceptdraw. fileburst. com/Full/CDMindMap

Добрый день, уважаемые коллеги.

Актуальность. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, — не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

И я считаю, что образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.

Основная идея.

Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, я начала использовать метод интеллект-карт, как один из активных методов обучения, который обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Я поставила перед собой цель: использования метода интеллект – карт для

систематизации знаний детей. Которую я решаю через следующими задачами, с которыми вы можете ознакомится на экране.

Метод интеллект-карт был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании. Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.

Теоретическая база.

Интеллект — карта (или карта ума) — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский «Учите ребенка, каким — нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Как вы думаете, почему Ушинский делает упор на наглядность?

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Преимущественный метод интеллект-карт достигается: Наглядностью, вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательностью, хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемостью, благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Творчеством, интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Применять интеллект — карты можно по двум направлениям:

  • закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально
  • развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Что же такое интеллект-карта на практике. Рассмотрим схему.

Позволяет, учит, способствует, развивает

Можно составлять интеллект карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз. Во время совместного с детьми создания интеллект карты обсуждение идет и проговаривание. Готовую интеллект -карту можно прикрепить на видное место и использовать не один раз. С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять. Мы начали составлять интеллект – карты с детьми со средней группы. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Осень», «Одежда». Имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Далее мы продолжили составлять интеллект карты более обширно, Например: на темы «Времена года», «Сказки», «Безопасность», и т. д.

В итоге мы отметили качественное усвоение детьми материала, улучшение связной речи, памяти, познавательного интереса. Дети стали интересоваться пройденными темами. Родители наших воспитанников отмечают, что у детей появилось стремление узнать больше и рассказать об этом своим близким. Таким образом, использование интеллект карт открывает новые возможности педагогов в развитии познавательных способностей дошкольников. Развивается память, мышление, ребенок не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным. Безусловно, я планирую продолжать работу с детьми в данном направлении и дольше.

Для создания интеллект-карт нужно подготовить:

  • при работе используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
  • лист располагается горизонтально
  • главная идея находится в центре страницы
  • главные ветки обозначаются разным цветом
  • для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Сейчас я продемонстрирую, как организуется совместная деятельность с детьми по составлению интеллект — карты в процессе разработки тематического модуля.

В начале модуля перед детьми ставится проблемная ситуация. Чтобы её решить необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Когда я начала осваивать работу с интеллект — картой помогала детям: наводящими вопросами, подбором картинок. Затем ребята освоили правила и теперь самостоятельно подбираю материал и развивают свои мысли и идеи.

В центе ставится проблемная ситуация, связанная с темой модуля. Подбираем соответствующую картинку. Затем каждый ребёнок высказывает своё мнение в решении проблемы. Решаем коллективно, что подходит нам, подбираем материал. От центральной идеи расходятся стрелки — направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь своё направление.

В ходе реализации тематического модуля интеллект-карта находится на тематической доске, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать. По завершению тематического модуля используем интеллект карту, как подведение итогов.

Например: Интеллект — карта тема «Время года». От центральной картинки первая стрелка показывает весна, следующая стрелка под тема рассказывает о признаках весны. Затем мы рассматриваем одежду в это время года, это будет следующая ветка. Как уже было сказано каждый блок имеет своё продолжение и разбивает блок на более мелкие под темы.

Предлагаю вам просмотреть процесс создания интеллект карт.

Я считаю, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.

Практическая работа по составлению интеллект — карт участниками мастер-класса.

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разделится на три группы, у каждой из вас в руках геометрические фигуры, круг и квадрат, треугольник, у кого круг проходим в левую сторону, а у кого квадрат в правую сторону, у кого треугольник в середину, занимайте места. И ваши команды попробуют создать интеллект-карты на темы «Россия», «Безопасность», «Отрасли животноводства для человека». После каждая группа представляют работы.

Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно использовать интеллект-карту в систематизации знаний детей. И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию.

В заключении можно сделать вывод: применение интеллект –карт способствует всестороннему развитию ребенка. Дети не только учатся усваивать информацию, но и добывать знания, и оперативно с ними работать.

Спасибо за внимание, и за участие.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год