Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников.
Педагогика
Автор: Фёдорова Наталья Викторовна   
27.04.2021 23:04

Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников.Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников.

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.

Своё рабочее утро с детьми, на протяжении уже нескольких лет, я ежедневно начинаю с «Утреннего круга».

Его называют по-разному: детский совет, утренний круг, групповой сбор, утро радостных встреч. Но смысл примерно один — это режимный момент для общения взрослых и детей в обсуждении проблем, принятие совместных решений по организации и планированию содержания своего образования, который проводится до или сразу после завтрака со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимает от 10 до 20 минут.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • создаёт условия для общения детей и взрослых
  • развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность
  • нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию
  • работает над развитием навыков культурного общения
  • обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения
  • развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично
  • формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.

Технология утренний круг используется уже с трех лет, и для каждого возраста детей есть свои образовательные задачи, которые педагог корректирует сам.

 

Утренний круг – это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предложить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы. Так, утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность. Утренний сбор позволяет гармонично включить несколько образовательных областей: социально — коммуникативное, физическое и речевое развитие. Детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Непрерывный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия будут способствовать повышению активности ребёнка с речевыми нарушениями. Если в традиции группы входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей, и для взрослых.

Для проведения утреннего круга необходимы подготовительные действия:

  • Правила. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках мяч».
  • Вопросы. Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования. Например:
  • Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?
  • Какое у вас настроение?
  • Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
  • Кто очень хочет задать вопрос?
  • Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
  • О чём бы вы хотели узнать?
  • Что бы вы хотели посоветовать?
  • Как бы вы поступили в подобной ситуации?
  • Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

Структура утреннего круга:

  1. Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Позывные можно связать с требуемой темой.
  2. Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
  3. Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Алина! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Алина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.
  4. Новости. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
  5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
  6. Динамическая пауза. Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.
  7. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
  8. Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи», или даже семейные фотографии).
  9. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Расскажу, как это проходит у нас.

Под определённую мелодию дети собираются в круг, на детский совет. У нас это уже традиция, поэтому никто никого не зовёт, не заставляет. Все понимают — эта мелодия зовёт нас в круг. С целью установления эмоционального контакта, начинаем с приветствия, передаём добрые слова по кругу и начинаем обсуждать новости.

Детям нравится рассказывать, как прошли у них выходные, делиться впечатлениями о прошедшем мероприятии, высказывать комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств того или иного человека. Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: погода, день недели, время года, сколько сегодня всего детей. Спрашиваю у ребят что бы они хотели узнать по следующей теме недели, как они это видят? Получаю от них кучу вопросов, сразу их записываем. Бывает, что дети предлагают сами о чём-то рассказать. Беседую об этом с родителями, они помогают ребёнку подготовить выступление. Например, по теме недели «Зимующие птицы» дети сами предложили организовать конкурс на лучшую кормушку. А один мальчик захотел рассказать о синицах. Разговоры на разные темы – это и общение, и развитие речи, и умение кратко или полно делиться информацией, а главное – приобщение к культуре общения!

Поначалу столкнулись с проблемой — дети постоянно перебивали друг друга, это же дети, «эмоции бегут впереди паровоза». Но потом соблюдать правила нам стала помогать «Хрюшка – говорушка». Это обычная мягкая игрушка — у кого она в руках, тот и говорит. Ребята очень быстро привыкли к этим правилам и научились слушать друг друга и ждать своей очереди чтобы высказаться.

Таким образом, «Утренний круг»«задаёт тон» всему дню, создаёт положительный эмоциональный настрой и вселяет в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год