Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста.
Педагогика
Автор: Николаева Августина Петровна, Макарова Эльвира Геннадьевна   
31.03.2021 03:12

Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста.Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста.

В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка — индивидуализации. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

 

Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека.

Период раннего и дошкольного детства – период наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации. Автономность, независимость, саморегуляция и на этой основе индивидуализация образования – становятся условием, следствием и одновременно главным критерием развития личности.

Когда мы задали родителям вопрос «Что такое индивидуализация?», большинство из них ответили, что индивидуализация – это коррекция недостатков в развитии детей. Оставшиеся родители считают, что индивидуализация – это развитие способностей малышей.

На самом деле, индивидуализацию можно рассматривать в нескольких направлениях:

Индивидуализация образования — Индивидуализация образования является одним из важнейших показателей качества дошкольного образования и условием удовлетворенности населения образовательными услугами. Она связана с такими понятиями как «индивидуальность», «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход» и др.

Индивидуализация обучения — зависит от биопсихосоциальных особенностей личности, в целом, представляет собой интегральную характеристику индивидуальности. Вырабатывается самим субъектом деятельности. При возможности выбора субъект всегда действует в том стиле, который ему свойственен

Индивидуальный подход — психологическая неповторимость человека, проявляющаяся в

темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д

Работа в группе раннего возраста позволила определить нам следующие цели индивидуализации в работе именно с детьми раннего возраста:

  • Педагогическая поддержка поисково-практической активности (готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками).
  • Готовность ребенка использовать речь как средство выражения своих желаний, чувств, состояний.
  • Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического и психологического благополучия.

Структурируя поведение и проявления детей в возрасте от 2 до 3 лет, можно условно составить «обобщенный условный портрет» ребенка.

  • «Благополучный ребёнок». У данного ребенка наблюдается регулярность биологических функций; позитивный подход к новым стимулам; он легко приспосабливается к переменам (новая среда, новые люди, новые занятия); легко идет на контакт.
  • «Проблемный ребенок»: Биологические функции нерегулярны; преобладает негативная реакция на новые стимулы; медленно адаптируется к переменам; преобладает плохое настроение; повышенная интенсивность реакции).
  • «Осторожный ребёнок». Реагирует на новые стимулы, замыкаясь в себе; медленно адаптируется к новой ситуации; позитивно воспринимает окружающий мир кроме тех ситуаций, в которых он сталкивается с чем-то новым, незнакомым).

Все эти портретные качества следует учитывать педагогам при индивидуализации педагогического процесса.

В рамках индивидуализации образовательного процесса, следует помнить об особенностях осуществления познавательных процессов у детей младшего возраста.

Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде; когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить; когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать — то, что они делают, имеет значение, что их жест, слова или действие порождает какую-то реакцию; когда познание является результатом каждодневного опыта. Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения.

Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того, чтобы она проходила естественно, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников; освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год