Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа
Педагогика
Автор: Полухина Елена Николаевна   
01.03.2021 06:44

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типаСопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа

По данным пресс-службы уполномоченного по правам ребенка в России, Павла Астахова, число детей с ограниченными возможностями здоровья растет из года в год. Только за последние пять лет оно выросло на 9,2%. В настоящее время в Новосибирске проживает около 3 тысяч детей, имеющих инвалидность. В течение 2012-2016 годов действовала ведомственная целевая программа «Дети и город», нацеленная на решение социальных проблем детей-инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов. Медленно, но верно отношение к детям-инвалидам в нашей стране меняется. Их меньше игнорируют или оскорбляют; принимаются и реализуются государственные программы, направленные на повышение качества и доступности социальных услуг и реабилитационной помощи родителям, воспитывающим детей с инвалидностью; создаются условия для преодоления их исключённости из мира здоровых детей; ведётся профилактика социального сиротства; есть попытки улучшения и адаптации окружающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

 

В 2006 году, приняв ребёнка-инвалида, наш детский сад сделал первый, маленький шажок по направлению создания системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях детского сада общеразвивающего типа. Основной целью создания данной системы является обеспечение доступного и качественного образования и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в сотрудничестве с семьями воспитанников. В настоящее время педагоги нашего ДОУ имеют опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ разных категорий: дети с нарушением интеллектуального развития, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с расстройствами аутистического спектра, ребёнок после кохлеарной имплантации, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с комплексными нарушениями развития. Постепенно наступило осознание того, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание: каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. В настоящее время формируется установка на сотрудничество педагогов и родителей: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может и как мы можем ему помочь. Мы понимаем, что включение ребенка с ОВЗ в среду детского сада общеразвивающего вида возможно при соблюдении определенных условий:

  • организация безбарьерной среды;
  • сотрудничество с семьёй;
  • повышение квалификации педагогов ДОУ;
  • организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Инициативным центром по работе с детьми с проблемами в развитии и поведении стал психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПк). ПМПк – это форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ПМПк действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27. 03. 2000г. № 127/901 – 6. В нашем ДОУ ПМПк – это команда специалистов, реализующая стратегию сопровождения ребенка. Председателем является заведующий, другие его члены: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинская сестра, инструктор по физической культуре. В функции председателя входит обеспечение взаимодействия всех специалистов ДОУ, координация связи консилиума с другими звеньями образовательного процесса, обеспечение обязательности исполнения решений консилиума, выстраивание взаимодействия с родителями (законными представителями), а также председатель несёт ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование и их родителях.

ПМПк ДОУ выступает как инструмент социального взаимодействия, специалисты которого оказывают методическую помощь педагогам ДОУ, ведут просветительскую и профилактическую работу в социуме, способствуют установлению социального партнёрства, оказывают консультативную помощь семье. Собираясь на очередное или внеочередное заседание ПМПк, члены консилиума вырабатывают коллективное решение о стратегии и мерах педагогического воздействия, прежде всего обсуждают сложившуюся образовательную ситуацию, поведение ребёнка в различных видах деятельности и его реакции на разных взрослых, решает смогут ли педагоги ДОУ самостоятельно помочь ребёнку и семье и если нет, то необходима помощь специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) при ГЦОиЗ «Магистр» или Областного центра диагностики и консультирования.

В нашем ДОУ организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

  • Выявление уровня, особенностей развития, резервных возможностей ребенка;
  • Комплексное изучение личности ребенка;
  • Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития;
  • Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда мер, рекомендуемых педагогам и родителям и Программы КРР.

Задачи ПМПк (онсилиума) ДОУ:

  • Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • Выявление резервных возможностей развития;
  • Определение характера, продолжительности и эффективности абилитационной, коррекционно-развивающей помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности.

Одно из условий успешной социализации детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении, является не только создание определенной среды, но и психологическая готовность педагогического коллектива и родительской общественности к принятию такого ребенка в своем коллективе. Ведь отношение детей друг к другу в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям. ПМПк нашего детского сада придерживается следующих принципов в работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ:

  • дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи и состояния здоровья ребенка;
  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать, видеть и обсуждать, как живет и развивается его ребенок).

Среди родителей детей с ОВЗ встречаются люди с разным отношением к диагнозу своего ребёнка: принятие и готовность к сотрудничеству; равнодушие, пассивность и желание переложить ответственность за развитие ребёнка с ОВЗ на педагогов детского сада; полное отрицание возникшей проблемы; обвинение специалистов ДОУ в некомпетентности, как реакция на рекомендацию обращения к специалистам для установления диагноза и др.. важна своевременная и квалифицированная помощь и поддержка родителей, многие из которых вынуждены постоянно находиться с детьми дома, не имея заработка, часто отец ребёнка-инвалида оставляет семью. Исходя из этого взаимодействие с семьями детей с ОВЗ строится по основным направлениям:

  • формирование адекватного восприятия родителями своего ребёнка (помочь родителям воспринимать ребёнка не как «больного и немощного», а как ребёнка, развивающегося по особым законам);
  • формирование благоприятного микроклимата в семье, позволяющего построить развитие ребёнка, задействуя его личный ресурс;
  • формирование партнёрских взаимоотношений родителей и педагогов на основе взаимообогащения знаниями и опытом в вопросах развития детей с ОВЗ;
  • формирование социальной активности взрослых и конструктивности их поведения.

Взаимодействие специалистов консилиума с родителями осуществляется на договорной основе между ДОУ и родителями (законными представителями). Инициаторами обследования являются родители. Необходимо постоянно держать с ними связь и информировать их об изменениях условий получения коррекционной помощи, с заключением специалистов, с коллегиальным заключением ПМПк, и предложенными рекомендациями, которые реализуются только с их согласия.

Созданная система функционирования ПМПк в нашем детском саду уже приносит положительные результаты: налажено взаимодействие с ТПМПК, своевременная углубленная диагностика позволяет выявлять нарушения на ранней стадии. Ребёнок получает необходимую помощь квалифицированных специалистов, которые так же проводят профилактическую работу по дальнейшему предупреждению отклонений в развитии не только медицинскими, но и педагогическими средствами с каждым ребёнком индивидуально. За несколько лет непрерывной работы мы можем говорить о том, что комплексный подход в работе воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей даёт возможность улучшить здоровье детей, выпустить в школу с хорошей физической и психической готовностью.

Вместе с тем мы понимаем, что находимся в начале пути и есть над чем работать. Работа с родителями остаётся на первом плане, так как они наши первые помощники и союзники и нам ещё необходимо учиться правильно преподнести информацию, не обидеть, не расстроить, не дать опустить руки. Так же есть необходимость повышать уровень педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. И всем вместе идти на встречу счастливому будущему малыша.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год