Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
Педагогика
Автор: Касаткина Ирина Олеговна   
08.01.2021 20:05

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНРОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи и их влияние на процесс обучения.

В настоящее время постоянно увеличивается число детей с дефектами в развитии речи. Одной из самых распространенных и самых сложных патологий развития речи является общее недоразвитие речи (далее – ОНР). Общее недоразвитие речи сильно влияет на формирование эмоциональной сферы детей. Связь между патологией развития речи и развитием других психических процессов у ребенка обусловлена появлением вторичных дефектов.

В развитии детей важной составляющей является эмоциональная сфера, поскольку от умения ребенка управлять своими эмоциями и возможности корректного восприятия эмоционального состояния другого человека зависит эффективность общения с окружающими людьми.

 

Педагоги и психологи уделяют пристальное внимание развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте начинают произвольно развиваться психические процессы и происходит формирование психологической готовности к школе.

Как правило, в дошкольном возрасте происходят изменения в проявлении внешних эмоций ребенка. Если раннем и дошкольном возрасте эмоции преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, то в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ребенок способен сдерживать некоторые из своих эмоций (страхи, слезы и др.). Это говорит о том, что в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать собственные переживания, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.

Для понимания природы развития речи очень важно знать и понимать особенности эмоциональной сферы детей с ОНР. Нарушения эмоциональной сферы детей с ОНР достаточно сильно распространены и имеют стойкий характер, что оказывает негативное влияние на эффективность обучения детей и адаптацию их в социуме. Особенности эмоциональной сферы ребенка состоят в том, что в результате речевой неполноценности ребенок отстраняется от детского коллектива, причем с возрастом этот факт с возрастом все более травмирующе действует на психику ребенка и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.

Е.С. Тихонова отмечает, что эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, которая проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-взрослый», высокой степенью психоэмоционального напряжения, сниженным эмоциональным фоном, невниманием детей с ОНР к эмоциональному состоянию других людей и, как следствие, низкой эмоциональной отзывчивостью [6, с. 31].

Для построения эффективной коррекционно-педагогической и психолого-коррекционной работы с детьми с ОНР педагогу необходимы знания особенностей их эмоциональной сферы.

Исследованием эмоциональной сферы при нарушениях речи занимались Л.А. Зайцева, Г.А. Волкова, В.И. Селиверстов, Е.С. Тихонова, В.М. Шкловский, и др.

Анализ психолого-педагогических исследования показывает, что нарушения в развитии речи влекут за собой и нарушения в развитии общения. Дети с ОНР имеют нарушения во всех сторонах процесса общения [2]:

  • коммуникативной – нарушен обмен информацией как из-за трудностей в передаче своей мысли ребенком, так и в сложности восприятия собеседником сообщения, и по причине особенностей программирования высказывания;
  • интерактивной – нарушается общая стратегия взаимодействия;
  • перцептивной – невозможность точного и правильного восприятия собеседника, невозможность составления корректного представления о нем.

Нарушение формирования личности является одной из общих и ярко выраженных закономерностей нарушенного развития. Л.С. Выготский отмечал социальную дезадаптацию, тенденцию к ограничению социальных контактов, пониженную наблюдательность, нестойкость интересов, низкую самооценка, пониженный фон настроения, обидчивость, агрессивность, легкость возникновения страхов, астенические черты личности, нередко ипохондричность.

Речевая патология и переживания по ее поводу образуют сложный симбиоз. Как отмечает В.А. Калягин, в одних случаях предрасполагающим фактором к заболеванию является тревожность, а в других говорят только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание» [3, с. 123]. Для детей дошкольного возраста с ОНР характерна фиксированность на дефекте речи. В основном это проявляется в неуверенности в себе, иногда это сказывается на речевой активности ребенка, а также на его взаимоотношении с социумом. Одной из причин данного факта, к сожалению, является заострение внимания взрослых на дефекте в развитии речи, что способствует усилению переживаний ребенка.

Согласно исследованию В.Г. Колягиной о психологических особенностях страхов у детей дошкольного возраста с ОНР, отметим, что большинство детей с общим речевым недоразвитием имеют как возрастные, так и специфические страхи. Основными чертами детских страхов и у рассматриваемой группы детей является интенсивность и устойчивость переживаний и эмоциональная фиксация специфических страхов. Полноценно развивающиеся дети дошкольного возраста не фиксируют внимание на собственных страхах, они не столь критичны к ним [5, с. 60].

Патология речи оказывает отрицательное влияние на формирование самооценки у детей с ОНР. Для них характерна неувернность в себе, робость, ощущение собственной маловажности и др. Уровень самооценки у таких детей значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Г.Ю. Козловская отмечает сниженную активность у дошкольников с ОНР в случае неудач, снижение стремления к успехам. Причем реакция таких детей на неудачу отличается от реакции полноценно развивающегося ребенка: дети с ОНР после удачно выполненного задания далее стремятся выполнить более легкое задание нежели сложное. Это можно объяснить формированием защитной реакции у детей с ОНР, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне [4, с. 69].

И.Ю. Кондратенко при изучении особенностей паралингвистических средств общения, в частности, мимики детей с ОНР, выявил дифференцированное представление у них о собственных эмоциональных состояниях. Дети с нарушениями в развитии речи испытывают сильные затруднения в передаче мимическими средствами своих эмоций. Они не способны адекватно выражать эмоционально-смысловое содержание высказывания [1, с. 88].

Эмоциональная сфера неразрывно связана с процессом обучения. Если постоянно ребенок находится в напряжении, не активен ни в каком виде деятельности, тревожен, имеет низкую самооценку, то ему гораздо сложнее чему-либо научиться. В этом случае процесс обучения будет сложнее и затянут надолго, при этом и от ребенка, и от педагога потребуется огромное терпение. В связи с этим важной задачей воспитателя является поиск действенных методов, средств и подходов для организации успешного обучения и воспитания детей с ОНР.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, не выраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей; устойчивостью и специфичностью страхов; трудностями в передаче эмоций мимическими средствами;
  • самооценка детей с общим речевым недоразвитием значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников;
  • мотивация на успех у детей с ОНР снижена, более остро воспринимают неудачи.

Библиографический список:

  1. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 4-е изд. – М.: Проспект. – 2009. – 240 с.
  2. Дубынина Т.Е., Боброва В.В. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч. -практ. конф. № 1 (49). [Электронный ресурс]. – URL: https: //sibac. info/archive/guman/1 (49). pdf (13. 02. 2018).
  3. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
  4. Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Козловская. – Ставрополь, 2009. – 312 с.
  5. Колягина В.Г. Психологическое изучение страхов у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / В.Г. Козловская // Начальная школа: плюс до и после. – 2009. — №11. – С. 59-61.
  6. Тихонова Е.С. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.С. Тихонова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. — №9. – С. 28-32.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год