Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Среда как третий педагог
Педагогика
Автор: Кречетова Наталия Михайловна, Фрезе Надежда Владимировна   
21.12.2020 22:49

Среда как третий педагогСреда как третий педагог

  • Кречетова Наталия Михайловна
  • Фрезе Надежда Владимировна

В последние время теме создания развивающей предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ уделяется много внимания.

По сути, предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, становится третьим учителем ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.

 

Правильно созданная среда поддерживает включенность и самоконтроль ребенка, одновременно предоставляя ему зону ближайшего развития. Созданные условия способствуют успешному освоению образовательной программы детского сада, отвечает требованиям ФГОС ДО к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

Представляем Вашему вниманию опыт создания развивающей предметно-пространственной среды для детей старшей и подготовительной к школе группы «Страна ДО-КО-РУ-ПО», (Страна, до которой рукою подать).

Данная среда разрабатывалась непосредственно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Созданная среда безопасна, эстетически привлекательна, развивает и вызывает стремление к самостоятельной деятельности, отвечает требованиям ФГОС ДО.

Групповое помещение условно разделено на центры, что позволяет использовать помещение группы рационально при организации разных видов деятельности.

Т.к. группу посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, особое внимание уделено развитию познавательных психических процессов и восстановлению двигательных дефектов детей, развитию общей и мелкой моторики, ориентированию в пространстве и на плоскости, за счёт включения разных каналов восприятия. В группе созданы разнообразные центры, содержащие материалы и игры для коррекции нарушений в развитии детей: сухие бассейны с различным наполнением (фасоль, гидрогелиевые шарики, горох, манка) для снятия спастического напряжения мышц при ДЦП и тетрапарезах, столы для рисования песком, стенды для развития ориентировки в пространстве и на плоскости, коррекционный стол со стеклом для подготовки руки к письму и пр.

Стена группы, относящаяся к учебному центру, расписана в виде страны «ДО-КО-РУ-ПО», включает в себя геометрические озёра, залив цифр, равнину равенств и долину неравенств, города «Цифроград» и «Буквоград» и др. Всё это оформление является пособием, которое активно используется в образовательной деятельности и служит для закрепления полученных знаний в повседневной жизни.

Особым вниманием пользуется в группе «Дерево новостей», на котором отражаются основные события жизни группы: сезонные изменения, размещаются лучшие работы детей, грамоты и дипломы, листы календаря с фотографиями мероприятий, прошедших в данном месяце и пр. Дети имеют возможность сами размещать на дереве любые рисунки или фотографии.

Данное дерево привлекает внимание не только детей, но и родителей. Оно является связующим звеном между детьми, педагогами и семьями воспитанников.

Одним из значимых центров группы являются уголок изо деятельности и опытническая лаборатория. Они объединены единым столом и включают в себя множество материалов для развития познавательных психических процессов и творческой активности у детей. Наличие в центре изо деятельности карточек для обучения поэтапному рисованию, всевозможных материалов, находящихся в свободном доступе для детей, и ознакомление с различными техниками их использования дало возможность сформировать у детей желание рисовать, создавать аппликации и поделки, несмотря на сложность диагнозов. Наличие ёмкостей в центре опытнической деятельности служит для игр с песком и водой, а наличие картотеки опытов даёт детям возможность самостоятельно организовывать экспериментальную деятельность.

Центр патриотического воспитания удачно объединён с уголком уединения. Включает в себя материалы для ознакомления детей с большой и малой Родиной, государственными символами, праздниками и обычаями и традициями нашей страны, что способствует успешной социализации наших воспитанников и облегчению процесса адаптации детей с ОВЗ при поступлении в школу.

Т.о., созданная среда способствует организации образовательной деятельности, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников, во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год