Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Среда как третий педагог
Педагогика
Автор: Кречетова Наталия Михайловна, Фрезе Надежда Владимировна   
21.12.2020 22:49

Среда как третий педагогСреда как третий педагог

  • Кречетова Наталия Михайловна
  • Фрезе Надежда Владимировна

В последние время теме создания развивающей предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ уделяется много внимания.

По сути, предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, становится третьим учителем ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.

 

Правильно созданная среда поддерживает включенность и самоконтроль ребенка, одновременно предоставляя ему зону ближайшего развития. Созданные условия способствуют успешному освоению образовательной программы детского сада, отвечает требованиям ФГОС ДО к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

Представляем Вашему вниманию опыт создания развивающей предметно-пространственной среды для детей старшей и подготовительной к школе группы «Страна ДО-КО-РУ-ПО», (Страна, до которой рукою подать).

Данная среда разрабатывалась непосредственно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Созданная среда безопасна, эстетически привлекательна, развивает и вызывает стремление к самостоятельной деятельности, отвечает требованиям ФГОС ДО.

Групповое помещение условно разделено на центры, что позволяет использовать помещение группы рационально при организации разных видов деятельности.

Т.к. группу посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, особое внимание уделено развитию познавательных психических процессов и восстановлению двигательных дефектов детей, развитию общей и мелкой моторики, ориентированию в пространстве и на плоскости, за счёт включения разных каналов восприятия. В группе созданы разнообразные центры, содержащие материалы и игры для коррекции нарушений в развитии детей: сухие бассейны с различным наполнением (фасоль, гидрогелиевые шарики, горох, манка) для снятия спастического напряжения мышц при ДЦП и тетрапарезах, столы для рисования песком, стенды для развития ориентировки в пространстве и на плоскости, коррекционный стол со стеклом для подготовки руки к письму и пр.

Стена группы, относящаяся к учебному центру, расписана в виде страны «ДО-КО-РУ-ПО», включает в себя геометрические озёра, залив цифр, равнину равенств и долину неравенств, города «Цифроград» и «Буквоград» и др. Всё это оформление является пособием, которое активно используется в образовательной деятельности и служит для закрепления полученных знаний в повседневной жизни.

Особым вниманием пользуется в группе «Дерево новостей», на котором отражаются основные события жизни группы: сезонные изменения, размещаются лучшие работы детей, грамоты и дипломы, листы календаря с фотографиями мероприятий, прошедших в данном месяце и пр. Дети имеют возможность сами размещать на дереве любые рисунки или фотографии.

Данное дерево привлекает внимание не только детей, но и родителей. Оно является связующим звеном между детьми, педагогами и семьями воспитанников.

Одним из значимых центров группы являются уголок изо деятельности и опытническая лаборатория. Они объединены единым столом и включают в себя множество материалов для развития познавательных психических процессов и творческой активности у детей. Наличие в центре изо деятельности карточек для обучения поэтапному рисованию, всевозможных материалов, находящихся в свободном доступе для детей, и ознакомление с различными техниками их использования дало возможность сформировать у детей желание рисовать, создавать аппликации и поделки, несмотря на сложность диагнозов. Наличие ёмкостей в центре опытнической деятельности служит для игр с песком и водой, а наличие картотеки опытов даёт детям возможность самостоятельно организовывать экспериментальную деятельность.

Центр патриотического воспитания удачно объединён с уголком уединения. Включает в себя материалы для ознакомления детей с большой и малой Родиной, государственными символами, праздниками и обычаями и традициями нашей страны, что способствует успешной социализации наших воспитанников и облегчению процесса адаптации детей с ОВЗ при поступлении в школу.

Т.о., созданная среда способствует организации образовательной деятельности, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников, во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год