Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУ
Педагогика
Автор: Крисько Валерия Витальевна   
13.12.2020 05:29

Обеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУОбеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУ

Крисько Валерия Витальевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37» г. Новокузнецк, Кемеровская область

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается.

Ключевые слова: дошкольники, каникулы, культурно-досуговая деятельность, эстетические эмоции, творчество, развитие ребенк. а

Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях. Такой отдых детям необходим, ведь жизнь детей в каникулярные дни должна быть совершенно не такой, как в другое время, — немного загадочной, насыщенной необычным, сказочным, удивительным, но в то же время, дети должны приобретать определённые знания. То есть, мы педагоги должны обеспечить нашим детям:

  • оптимальный уровень занятости детей в каникулярный период
  • позитивное развитие отношений в детском коллективе
  • творческое коммуникативное развитие воспитанников
  • создание оригинальной активизирующей предметной среды в группах
  • вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в творческом развитии детей и сотрудничестве с детским садом

Скачать конспект

Организация праздников, развлечений творческой деятельности детей способствует повышению эффективности воспитательно — образовательного процесса и создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

У старших дошкольников уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям).

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе.

Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка. Поэтому мы определили задачи культурно-досуговой деятельности в нашей группе:

Образовательные

  • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
  • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.

Развивающие

  • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
  • Привлечение дошкольников к участию в играх — драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
  • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).

Воспитательные

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
  • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
  • Воспитание патриотических чувств.

Культурно-досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Досуги интегрируют содержание различных образовательных областей в единой игровой форме, привлекательной для детей. Классификация культурно-досуговой деятельности достаточно разнообразна:

  • отдых,
  • развлечения,
  • праздники,
  • самообразование
  • творчество.

Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

Длительность досугов:

  • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.

Длительность праздников:

  • в старшей группе — 60 минут;
  • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю планированию зимних каникул в соответствии с принципами педагогики досуга:

принцип интереса — (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

принцип совместной деятельности — (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный смысл.

Таблица 1 « Планирование каникулярного времени в старших группах ДОУ»

Дата

Мероприятие

Форма проведения

Цель

 

«Новогодний марафон»

Экскурсия по зимнему городу

Расширение кругозора детей путём ознакомления с праздничным городом,  создание психоэмоционального комфорта и праздничного настроения детей.

 

«Калейдоскоп волшебных сказок»

День любимых сказок

Учить детей понимать характеры и поступки героев волшебных сказок, формировать умение выражать своё отношение к персонажам.

 

«Волшебные загадки»

Вечер загадок и отгадок

Развитие логического мышления детей посредством загадок,  развитие слухового внимания и быстроты мышления.

 

«Мастерская Деда Мороза»

Изготовление новогодних поделок

Развитие мелкой моторики, умения действовать с бумагой и ножницами.

 

«День театра»

Показ сказки «Теремок»  для детей старшей группы

Развитие артистизма и творчества старших дошкольников, работа над эмоциональной и связной речью.

 

« Сказочный город»

Украшение игровой площадки цветными льдинками)

- лепка сказочных персонажей из снега.

Закрепить знания детей о свойствах снега, развивать моторику, научить сооружать постройки, использовать для украшения природный материал, развивать творчество, фантазию.

 

«В мире фантазий и чудес»

Рисование с использованием творческих заданий («Что бы это значило», «Угадай кого нарисовал»  и др., используя нетрадиционные  техники рисования

Развивать воображение, творческие способности, изобразительные умения, речь; активировать словарь.

.

 

«Мы Мороза не боимся»

Физкультурное развлечение на улице, народные зимние забавы - игры

Развитие основных движений в процессе организации народных игр, формирование основ здорового образа жизни.

 

«Новый год – семейный праздник»

Организация фото выставки  и беседа о семейных праздниках

Развитие связной речи  и умения составлять короткие рассказы о  семейных традициях.

 

«Подарок для Деда Мороза и Снегурочки»

музыкально-развлекательная дискотека «В гостях у Дедушки Мороза»  

Развитие эмоционально-эстетической сферы дошкольников

 

«Новый год в разных странах»

Беседа о встрече Нового года в разных странах

Расширение представлений детей о праздновании Нового года в разных странах.

 

«Зимушка Хрустальная»

Конкурс стихов о зиме

Развитие эмоциональной и связной речи в творческой атмосфере.

 

«Святки и святочные увеселения»

Просмотр презентации «Как проводили в старину святочные гадания, игры»

Продолжать знакомить детей с народным календарём, формировать знания о рождественских традициях.

 

«По дорогам сказок»

Квест - игра

Развитие социально – коммуникативных навыков путем коллективного решения общих задач.

Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение. Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время, выступает игра и современные игровые технологии. Квест — игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Общие задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

Мотивация ребёнка — процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.

Самореализация — именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.

Развитие коммуникативных навыков — в игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.

Игротерапия — игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Так же необходимо не забывать о требованиях к заданиям, они должны быть: оригинальными, доступными и адекватны ситуации. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

  • загадки,
  • ребусы,
  • игры «Найди отличия», «Что лишнее»,
  • пазлы;
  • творческие задания;
  • лабиринты;
  • спортивные эстафеты.

Для проведения квест — игры выбираю сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоления ряда преград и трудностей. Мотивация проходит через поставленную проблему – (например: найти волшебную книгу.)

Все задания в игре должны быть связаны одной сюжетной линией. Квест–игра может проходить через игровые ситуации в нескольких помещениях ДОУ для разнообразия смены деятельности (групповое помещение, переход по коридору, спортивный зал, музыкальный зал, театральная студия).

Предлагаю примеры оформления игрового маршрута

  • «Маршрутный лист» — загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
  • «Волшебный клубок» — к нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
  • «Карта» — изображение маршрута в схематической форме.
  • «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
  • «Следы» — пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

Следует отметить результативность квест — игр: дети выражают положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) от встречи со сказочными героями, от прослушивания музыкальных произведений; проявляют заботу друг о друге; умеют налаживать межличностные отношения с детьми группы.

Досуговая деятельность не означает пустое времяпровождение, бездельничанье и принцип: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры детского досуга. Досуг в целом — дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно для всех. Для того чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий соучастников в целом.

Список литературы

  1. Алиева Т., Кудрявцева В. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание 1997. № 3.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
  3. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб. -метод. пос.Ч. 2: Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. -М.: ВЛАДОС, 2000.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). — М.: Знание, 1992
  5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детском возрасте. — М., 1990.
  6. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
  7. Зворыгина Е. В. Игра дошкольника. -М., 1986.
  8. Иванова Н.В. Детская субкультура как основа построения личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками // Обучение с целью уменьшения ненасилия. Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Мат-лы ХХ111 Всероссийской научн. -практич. КНФ. (Санкт-Петербург, 18 апреля 2002 г.) Под ред. М.С. Гавриловой и др. СПб., 2002.
  9. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт. -сост. С.И. Бекина и др. — М., 1983.
  10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
  11. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. //Воспитатель. 2009. №9.
  12. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практический психолог. М., 2001
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год