Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Педагогика
Автор: Немна Светлана Александровна, Шубная Виктория Федоровна, Шевцова Дина Владимировна   
07.11.2020 20:30

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРРОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

  • Учитель-логопед: Немна Светлана Александровна
  • Воспитатели: Шубная Виктория Федоровна;
  • Шевцова Дина Владимировна

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи. Основными причинами данной патологии считаются в основном влияние социальных факторов, прежде всего самих родителей, так как их невнимание и занятость осложняют процесс коррекции речевого развития в период дошкольного детства. Различные недоразвитие речи характеризуется недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий познавательный интерес, неуверенность в себе, мнительность, чрезмерная ранимость, а также иногда наблюдаются проявления агрессивного поведения.

 

Огромная роль в коррекционном воспитательно-образовательном процессе в компенсирующих группах с детьми с ОНР отводится воспитателю. Сложную работу по постановке и автоматизации звуков проводит логопед, а вот воспитатель постоянно присутствует в жизни детей и организует все режимные моменты. Каждое утро воспитатель встречает детей в детском саду и проводит индивидуальные беседы. Беседы проводят о том, что дети видели по дороге в детский сад, о проведенных выходных с родителями, о том, что в данный момент интересует ребенка. При этом идет свободный обмен мыслями и чувствами между воспитателем и ребенком, и взрослый занимает позицию интересного и приятного собеседника. Проводя режимные моменты в группе обязательно нужно постепенно обогащать речь детей художественным словом, исправлять детскую речь доброжелательно и корректно. Ни в коем случае не нужно передразнивать и высмеивать ребенка, так как это может спровоцировать замкнутость, снижение речевой активности ребенка и отрицательное отношение к педагогу. Во время подготовки детей на прогулку воспитатель регулярно обращает внимание на последовательность одевания, активизируя в речи детей обобщающие понятия, развивая мелкую мускулатуру рук в процессе самообслуживания. В процессе наблюдений за природными явлениями и объектами на прогулке необходимо воспитателю задавать различные вопросы, упражнять детей использовать различные суждения и умозаключения. Подвижные игры на прогулке являются эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и становятся средством совместной деятельности, которая естественно входит в жизнь детей.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимают игры: настольно-печатные, сюжетно ‐ ролевые и дидактические. Дети в игре реализуют все имеющиеся у них знания, умения, навыки. Педагог же, руководя процессом, помогает правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Огромное значение в формировании коммуникативных умений имеет обучение диалогу со сверстниками, воспитателю нужно научить детей договариваться о распределении ролей, умению выбора атрибутов, обмениваться мнениями. В работе с детьми педагогам желательно использовать методы проблемного обучения, при котором дети эмоционально оживляются, рассуждают, фантазируют и обосновывают свои мысли.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо ежедневно проводить артикуляционную гимнастику и упражнения для дыхания, используя речевой уголок в логопедической группе, зеркала, игрушки‐помощники и картинки‐схемы. Артикуляционная гимнастика же является базисом формирования речевых звуков, фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. В стадии автоматизации звука те же упражнения закрепляются воспитателем во второй половине индивидуально или подгруппой.

В целях повышения эффективности работы по исправлению речи с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи нужно уделять особое внимание работе с родителями. Необходимо им объяснять индивидуальные задания логопеда, убеждать в необходимости закрепления материала, побуждать родителей занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения, эта роль, в какой – то мере, тоже отводится воспитателям. Воспитателям в логопедических группах очень важно организовать систематическую работу с семьями воспитанников: проводить собрания, индивидуальные беседы, совместные мероприятия и развлечения.

Обязательно в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи нужно создать предметно‐ развивающую среду. Эта роль тоже возлагается на воспитателей компенсирующих групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с ФГОС ДО игровые уголки становятся мобильными, трансформируемыми, так как они меняются в зависимости от темы недели, видов деятельности и интересов. Удобно расположить мини‐библиотеки, мини‐театры, мини‐музеи; центры речевого, сенсорного, познавательного и физического развития; уголки уединения для того, чтобы у детей была возможность уединяться [1]. Индивидуализация развивающей среды поможет детям выбирать занятия по интересам и содержательно общаться друг с другом; корригировать речевое недоразвитие; развивать потенциал детей с ОНР.

Таким образом, воспитатель является важным связующим звеном между логопедом, детьми и родителями в коррекционной работе по исправлению речи детей. Там, где все звенья этой цепи работают взаимосвязано, проблемы решаются легко. У воспитанников совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год