Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как создать интерактивную образовательную среду в детском саду.
Педагогика
Автор: Копычева Яна Ивановна   
07.11.2020 19:21

Как создать интерактивную образовательную среду в детском саду.Как создать интерактивную образовательную среду в детском саду.

Яна Ивановна Копычева Воспитатель МБОУ «Детский сад «Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория

Показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние зависят от создания мотивирующего образовательного пространства на основе использования современных образовательных технологий и образовательных ресурсов в педагогической деятельности.

Образовательная среда – это совокупность условий в дошкольной организации, необходимых для полноценного образования и развития детей. В каждом детском саду образовательная среда должна быть разнообразной (по содержанию развивающего игрового материала) и интерактивной.

Мозговой штурм «Кроссворд» (Приложение 1).

 Скачать конспект

Задачи кроссворда: актуализировать знания педагогов о составляющих интерактивной образовательной среды дошкольной организации, подготовить к совместному анализу среды в их группах. Примечание. Педагоги разгадывают кроссворд, затем пробуют угадать, о чем пойдет речь далее на встрече. Понятия из кроссворда – составные части интерактивной образовательной среды дошкольной организации. Как организовать интерактивную образовательную среду?

Что такое интерактивная образовательная среда? (ответы педагогов)

Понятие «интерактивность» в переводе с английского interaction означает взаимодействие (inter – взаимный, act – действие). Поэтому интерактивная образовательная среда в дошкольной организации – это среда, которая основывается на взаимодействии ребенка с предметным окружением, взрослыми и другими детьми. Кроме того, интерактивная образовательная среда, предусматривает взаимодействие всех участников образовательных отношений в разных моделях: дети – дети (из разных групп); дети – родители (групповое и межгрупповое общение); дети – педагоги; дети – педагоги – родители.

Таким образом, интерактивный характер образовательной среды определяют для меня приоритетные задачи – повышение качества образования, создание условий для позитивной социализации дошкольников, развитие у них инициативы, самостоятельности и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Как создать интерактивную образовательную среду? (ответы педагогов)

Чтобы создать в группе интерактивную образовательную среду, я придерживаюсь трех подходов: средового, деятельностного и личностно-ориентированного. Данные подходы определяют механизмы создания и функционирования интерактивной среды.

Подходы

Содержание

Средовой подход

Предусматривает организацию образовательной среды как средства социально-коммуникативного развития детей. Важные составляющие этого подхода:

  • - диалогичность;
  • - деятельностно - творческий характер среды;
  • -предоставление детям пространства, свободы для самостоятельных решений;
  • - сотрудничество.

Деятельностный подход

Обеспечивает ориентированность образовательной среды на становление и развитие субъектности дошкольников. То есть образовательная среда будет стимулировать детей самостоятельно выбирать, конструировать, программировать те виды деятельности, которые соответствуют их возрасту, удовлетворяют их потребности в саморазвитии и самореализации.

Личностно-ориентированный подход

Позволяет создавать в образовательной среде комфортные условия для межличностного диалога. Именно в ходе такого диалога возникают ценностно-смысловые отношения на основе интереса к потребностям и мотивам ребенка, а также взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями.

Как оценить интерактивную образовательную среду? (ответы педагогов)

И так, чтобы оценить результаты своей педагогической деятельности для создания интерактивной образовательной среды в  группе, пользуюсь комплексом контролирующих и диагностирующих мероприятий. Для этого провожу мониторинг по направлениям: социально-коммуникативное развитие дошкольников, вовлеченность родителей в образовательный процесс, профессиональная компетентность.

 

Практические задания

Задание № 1. Примените данное изречение к своей профессиональной деятельности: «…Где ничего не положено, нечего и взять…" (Евангелие от Матфея). Подумайте и ответьте на вопрос: сможем ли мы увидеть наших детей в будущем полноценными личностями, если сейчас не создадим условия для их разностороннего развития и позитивной социализации?

Задание № 2 (для воспитателей старших и подготовительных к школе групп). Проанализируйте интерактивную образовательную среду своей группы (или дошкольной организации) с помощью карты оценки. Сформулируйте выводы и составьте план перспективной работы, чтобы внести изменения в образовательную среду и сделать ее интерактивной.

Литература:

  1. Алексина Н.С. Инновационная деятельность в образовании // Мир обра­зования - образование в мире. —  № 4. — М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006. — С. 119-124.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. — М.: Сфера, 2005.
  3. Дыбина О.В. и др. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27)
  4. Микляева Н.В. особенности создания и развития интерактивной среды // Управление ДОУ. 2013. № 5
  5. ФГОС ДО Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  № 1155.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год