Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дополнительная образовательная программа на развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Педагогика
Автор: Тимохина Ольга Васильевна   
03.10.2020 15:41

Дополнительная образовательная программа на развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.Дополнительная образовательная программа на развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №41

Пояснительная записка

Основу дополнительной образовательной программы «Игралочка» составляют:

  1. Концепция дошкольного образования детей (1989г);
  2. Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации»;
  3. Образовательная программа Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
  4. Концепция Л.А. Венгера о развитии способностей ребёнка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении – это развитие способностей, позволяющих ребёнку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, умений и навыков.
  5. Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития; основной путь развития ребёнка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, — путь амплификации.
  6. Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий.

Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся педагогами и психологами.

Скачать конспект

Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребёнка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Не все дети обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребёнка с основами логического мышления, основными приёмами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приёмов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Данная образовательная программа «Игралочка» по развитию мыслительных процессов, направлена на прочное усвоение детьми знаний, и, что особенно важно, на развитие у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Практическая значимость программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими представлениями. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков.

Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. В этом возрасте развивается память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной деятельности малыша. Тетради используются для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же «открытие» происходит в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Для проведения физкультминутки используются речевки или небольшие детские песенки. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основной для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

Новизна и отличительная особенность программы:

В программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа «Игралочка» построена не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи: произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – с 4 до 7лет. Срок реализации программы –3 года

Цели программы:

создание условий для развития элементарных приёмов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников;

расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;

развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие)

формирование гармоничной личности,

всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному его обучению в общеобразовательной школе.

Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

Обучающие задачи:

Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

Познакомить детей с общими математическими понятиями.

Формировать математические представления о числах.

Формировать пространственно-временные отношения.

Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.

Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.

Увеличение объема внимания и памяти.

Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

Развивающие задачи:

Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Воспитательные задачи:

Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.

Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья. Реализация, содержания настоящей программы развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасова «Игралочка» и авторов Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной основе, ч. 1-2, 3-4), ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.

Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрес-сообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности);

обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса)

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности). Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья. Отличительные особенности данной образовательной программы.

Основные принципы:

Программа построена в соответствии со следующими принципами:

Личностно — ориентированные принципы:

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Культурно- ориентированные принципы:

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Деятельностно — ориентированные принципы:

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. Необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций мотивов, побуждающих к учению.

Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 12 человек (первая подгруппа), 12 человек (вторая подгруппа).. Первый год обучения дети 4–5 лет, средний дошкольный возраст. Второй год обучения дети 5–6лет, старший дошкольный возраст. Третий год обучения дети 6-7 лет, старший возраст. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет: первый год обучения дети 4–5 лет, средний дошкольный возраст -20 минут, второй год обучения дети 5-6 лет, старший дошкольный возраст -25 минут, третий год обучения подготовительный к школе -3о минут. Учебная программа рассчитана на 100 часов. Общее количество учебных занятий в год 34.

Занятия имеют определённую структуру:

Психогимнастика.

Введение в игровую ситуацию.

Знакомство с новым материалом.

Физкультминутка.

Повторение и развивающие задания (работа в тетради).

Работа с занимательным материалом.

Игры с логическими блоками Дьенеша.

Итог.

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

Дидактическая игра;

Игры-задания;

Создание игровых ситуаций;

Сюрпризные моменты;

ИКТ;

Творческая работа (рисование, лепка);

Итоговые занятия;

Открытые занятия для родителей.

Условия реализации данной программы:

Кабинет для занятий;

Методическая литература;

Демонстрационный материал по изучаемым темам;

Наглядный материал для счёта, сравнения;

Раздаточный материал;

Наборы счётного материала;

Касса цифр;

Карточки с изображением цифр;

Магнитные цифры и знаки;

Счётные палочки;

«Волшебные мешочки»;

Простые и цветные карандаши;

Палочки Кюизенера;

Набор «Логические блоки Дьенеша»;

Танграм

Мозаика;

Игрушки;

Индивидуальные рабочие тетради Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка»; Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька».

Картотека литературного материала;

Картотека загадок, задач;

Картотека динамических пауз;

Предполагаемый результат:

В результате изучения программы дошкольник должен овладеть следующими знаниями и умениями:

Первый год обучения:

Уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру;

Уметь в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов, находить «лишний» предмет;

Уметь считать в пределах 8 в прямом порядке; в пределах 5 в прямом и обратном порядке.

Уметь соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов;

Уметь сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8;

Уметь правильно устанавливать пространственно-временные отношения: (шире – уже, длиннее – короче, справа – слева, выше – ниже, вверху – внизу, раньше – позже и т.д.)

Уметь определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево);

Уметь показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта;

Уметь называть части суток;

Уметь узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Второй год обучения:

Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

Уметь находить части целого и целое по известным числам;

Уметь сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;

Уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Уметь в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

Уметь называть 3-4 свойства предмета;

Называть отрицание свойств;

Уметь логически действовать и оперировать;

Уметь различать, сравнивать, классифицировать, обобщать свойства предмета по нескольким признакам.

Третий год обучения:

Уметь продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, находить нарушение закономерности; самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.

Уметь сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого; использовать для записи сравнения знаки больше, меньше, равно.

Уметь записывать сложение и вычитание с помощью знаков =,-, +.

Уметь использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

Уметь сравнивать предметы по длине, массе, объёму, площади.

Уметь узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Уровни усвоения программы:

низкий уровень – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер;

средний уровень – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д.

высокий уровень –проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д.

Промежуточный контроль:

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний;

Фронтальная и индивидуальная беседа;

Выполнение дифференцированных практических заданий;

Решение ситуационных задач, направленных на проверку умений использовать приобретённые знания на практике;

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах, выставках художественно-эстетической и интеллектуально-познавательной направленности, выступление на мероприятиях физкультурно-оздоровительного характера разного уровня.

Итоговый контроль:

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по дополнительной программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей развивающие и творческие задания. Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в КВН, викторинах, выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 2002.
  2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. — М., 1987. 1.
  3. Асмолов А.Г. "Психология личности". — М.: Просвещение 1990г.
  4. Батурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып. 1. М., 1995
  5. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
  6. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. — М., 1993.
  7. Волина В.В. Учимся играя. — М., 1994.
  8. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А. Столяра. — М., 1991.
  9. Дорофеева Г.В. – «Школа 2000…», Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы (под ред. М., УМЦ «Школа 2000…», 2000.
  10. Зак А. «Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым». — М., 1997. 11. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М., 1985
  11. Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. — М., 1994.
  12. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
  13. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. — М., 1996.
  14. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.
  15. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методический комплект «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.
  16. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для дошкольников. «Игралочка», 1, 2 часть, методические рекомендации для учителя. М., «Ювента», 2010г
  17. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.
  18. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

  1. «Буду говорить, читать, писать правильно» Автор Г.Глинка.
  2. «Знакомлюсь с математикой» Автор В.Серова
  3. «Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей».
  4. «Малыши и математика» Автор: Александр
  5. «Общаться с ребенком. Как?» Автор: Ю. Б.
  6. «Развиваем восприятие» А.Левина, М., Олма-Пресс, 2004г.
  7. «Развиваем мышление» С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, М., Росмен, 2003.
  8. «Развиваю внимание» Авторы Н.Гатанова, Е.Тунина
  9. «Развиваю воображение» Автор Ю.Гатанов
  10. «Развиваю логику и сообразительность» Автор Ю.Гатанов
  11. «Развиваю мышление и речь» Автор Г.Глинка
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год