Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
Педагогика
Автор: Попелышева Светлана Васильевна   
27.09.2020 07:25

Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.

Попелышева С.В. МКДОУ Ребрихинский детский сад «Улыбка» Ребрихинского района Алтайского края

Аннотация: психолого – ориентированная статья нацелена на психологическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении. Статья из опыта работы сельского дошкольного образовательного учреждения, которое уделяет большое внимание психологическому сопровождению детей с ОВЗ.

В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества.

При инклюзивном образовании в нашем детском саду обязательным условием стало создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ОВЗ. Для этого созданы все необходимые определенные условия. В учреждении функционирует 8 групп общеразвивающей направленности; 5 детей с ограниченными возможностями здоровья. Также работает консультационный пункт для родителей и детей, не посещающих дошкольные учреждения. Обычные группы посещают 1-2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые пребывают в режиме полного дня со сверстниками при сопровождении психолога и узких специалистов. Педагоги ДОУ стараются сделать так, чтобы отношения внутри группы были похожи на отношения в семье, строились на доверии, взаимопонимании и заинтересованности.

Ключевыми направлениями работы ДОУ с детьми с ОВЗ являются: организационно – методическое, диагностическое направление, корекционно – развивающее, Консультативно – просветительское и профилактическое направление.

Организационно-методическое направление включает в себя подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации. Программно – методическое обеспечение деятельности, согласно образовательной программе ДОУ. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно – оздоровительное, социально – личностное, художественно – эстетическое развитие воспитанников.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико- педагогической диагностике. Основными направлениями коррекционно –развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Это развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации, которое служит основой для становления всех видов детской деятельности, способствует становлению устной и письменной речи и повышению познавательной активности детей. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

В нашем детском саду физическому воспитанию уделяется особое внимание, как основному фактору сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и индивидуальные, носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением.

Консультативный пункт создан для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 0 до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Цели создания Консультативного пункта — обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

В МКДОУ «Улыбка» создан клуб под названием «Мы вместе», который решает ряд задач:

  1. Организации совместного досуга родителей и детей с ОВЗ.
  2. Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.
  3. Психологические тренинги.
  4. Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВЗ.
  5. Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях

Тесное взаимодействие родителей, педагогов, специалистов и детей плодотворно влияет на развитие и воспитание маленького дошкольника.

Основной задачей педагога и всего образовательного учреждения является сотрудничество и позитивное взаимодействие, осуществление планов по организации совместных дел родителей и детей.

В последние годы большую популярность приобретает виртуальное общение. Данное направление затронуло и семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь зачастую они не могут получить так необходимую для них информацию. Чаще всего семья находится в так называемом «вакууме».

Благодаря дистанционному консультированию родители получают возможность:

Получать общие консультации по интересующим их вопросах у специалистов, находящихся на расстоянии.

И самое главное, родители ребенка с ОВЗ получают огромную психологическую помощь.

Воспитатели нашего сада прошли курсы повышения квалификации в АКИПКРО. Вел курсы Московский пед. гос. Университет при поддержке ФИРО по теме «Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ». Педагоги научились разрабатывать адаптированные программы для детей с разными заболеваниями, познакомились с законами, побывали в центре реабилитации для детей с ОВЗ. В 2018 году наш детский сад вошел в программу «Доступная среда».

Таким образом комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого – педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДОУ обеспечивают педагог – психолог, узкие специалисты, медицинская сестра, педагоги и родители.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год