Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Педагогика
Автор: Цаплина Ольга Витальевна   
26.09.2020 21:24

Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстникамиИзучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Актуальность исследования. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социально-психологическая готовность к общению в текущее время считается необходимым условием становления личности уже во время дошкольного детства. Базовые личностные качества и психологические отличительные черты ребенка складывающиеся в самом начале детского онтогенеза, имеют огромное значение для его дальнейшего становления. Общение считается важной составляющей личной сферы и гарантирует возможность социально-психологической адаптации ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с иными людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают главное воздействия не только на положительную совместную деятельность, но и на грядущий социальный статус ребенка в современном обществе. Анализ научной литературы, посвященной исследованию общения, его роли и воздействию на психическое и личностное становление ребенка показывает, что данная проблема находится под пристальным вниманием исследователей.

 

Общение дошкольников исследовалось в работах Т.А. Репиной[4], Н.В. Клюевой[2], В.C. Мухиной, [3] М.И. Лисиной[1], О.О. Папир[5].

М.И. Лисина [1] отмечает, что в дошкольном возрасте дети ищут в сверстнике партнера для обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возможности.

Н.В. Клюева [2] отмечает, что к старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами.

Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетноролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной, Т.В. Антоновой и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.

Как полагает В. С. Мухина [3], успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

В исследовании Т.А. Репиной [4] позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников

Исследование О.О. Папир [5], выполненное под руководством Т.А. Репиной, показывает, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в ее работе речь идет не о популярности, а о лидерских качествах отдельных детей, которые она определяет через степень социальной бездейственности. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздейств ий на партнера, общительность

Таким образом, в дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника. В основе избирательных привязанностей детей могут стоять самые разные качества: инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности, потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворят m коммуникативную потребность ровесников, способность к самовыражению. Формирование навыков общения в дошкольном возрасте является залогом гармоничного развития ребенка.

Целью нашего исследования является и зучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования:

  1. теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  2. эмпирические: тестирование
  3. методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных

Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад № 51» г. Арзамас.

В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования нами были применены следующие диагностические методики:

  • Методика изучения представлений дошкольника о состояниях сверстника (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой) — целью которой является выявление представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника.
  • Методика изучения коммуникативной компетентности дошкольников «Картинки» (по Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной) -целью данной методики является выявление коммуникативной компетентности ребенка в общении со, сверстниками: умение понимать чувства других людей, встать на точку зрения другого человека, находить продуктивный выход из конфликтной ситуации.
  • Методика «Изучение коммуникативных умений» (Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) — целью которой является изучение коммуникативных умений у детей.

Исследование показало, что к высокому уровню отнесено 5 детей (25%) детей. Дети смогли верно оценить эмоциональное состояние партнера по общению; дети проявили желание помочь сверстникам в случае неудачи в делах. К среднему уровню отнесено 3 детей (15%). Дети не всегда смогли правильно оценить эмоциональное состояние партнера по общению, игре; дети не всегда могли оказать помощь партнеру. К низкому уровню относятся 12 детей (60%). Данные дети не смогли оценить эмоциональное состояние партнера по общению в разных ситуациях: обиды, радости; дошкольники не смогли объяснить причину грустного настроения ребенка, получившего наказание; дети не проявили желания помочь сверстникам.

Результаты исследования коммуникативной компетентности дошкольников по методике «Картинки» (по Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной) полученных в ходе данного эксперимента, показал, что к высокому уровню отнесено 3 детей (15%) детей. Данные дети при оценке конфликтных ситуаций чаще всего выбирали стратегию вербального воздействия: «Уговорю, чтобы вернули»; «Скажу, что так нельзя»; «Объясню, как надо». К среднему уровню отнесено 6 детей (30%). Данные дети при оценке конфликтных ситуаций чаще всего выбирали стратегию ухода от ситуации или бесконфликтное решение в пользу других. К низкому уровню к экспериментальной группе относятся 11 детей (55%). Дети при оценке конфликтных ситуаций чаще всего выбирали стратегию агрессии для решения конфликта либо уход от ситуации.

Анализ результатов, показал, что к высокому уровню отнесено 2 детей (10%) детей. Данные дети показали умение решать возникающие конфликты, умение договариваться, что говорит о том, что данные дети могут проявлять гуманные отношения к сверстникам. К среднему уровню отнесено в экспериментальной группе 6 детей (30%). Данные дети не всегда способны найти общее решение со сверстниками, не всегда делятся с ними, к результату деятельности своему и партнера относятся по-разному: иногда свой хвалят, а партнера, наоборот, критикуют обидными словами. К низкому уровню к экспериментальной группе относятся 12 детей (60%). Данные дети не умеют договариваться, решать споры, не делятся с партнерами по делу, не оказывают помощь другу, замечают ошибки только у партнера, ругают его работу. Дети не обладают гуманными проявлениями в общении.

Анализ результатов, полученных с помощью указанных методик, показал, что большинство детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками имеют низкий уровень оценивания эмоционального состояния партнера по общению в разных ситуациях, высокий уровень агрессии в решении конфликтных ситуации, а также менее ориентированы на разрешение трудностей и совместную деятельность.

Следовательно наша гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками позволит р азработать программу психологической помощи по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, а также рекомендации воспитателям по данной проблеме. ‏

Список литературы:

  1. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 390 с
  2. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М. Просвещение, 1975. — 333 с.
  3. Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Академия, 2002. — 440 с
  4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики /Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2003. – 274 с.
  5. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики /Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2003. – 274 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год