Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Игровые педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ»
Педагогика
Автор: Дашимолонова Саяна Викторовна   
26.09.2020 20:21

«Игровые педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ»«Игровые педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью проявления

творчества, активности, самостоятельности, самореализации, собственного «Я».

Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.

Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Целевые аспекты игровых технологий:

  • Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;
  • Развивающие: развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;
  • Социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Дети с ОВЗ – дети, имеющие недостатки в физическом и (или)

 

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование социальных навыков и социализации
  • обеспечение эмоциональной разрядки

Существуют различные технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология — одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.

Ценность педагогической технологии в том, что она:

  • конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников
  • создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:

  • возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли
  • быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества)
  • прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

  • способом обучения
  • деятельностью для реализации творчества
  • методом терапии
  • первым шагом социализации ребенка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

  • знания методики игровой деятельности
  • профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр
  • учета возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

  • для освоения темы или содержания изучаемого материала
  • в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
  • как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Ее задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
  2. Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

  • отбору, разработке, подготовке игр
  • включению детей в игровую деятельность
  • осуществление самой игры
  • подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно – познавательной направленностью.

Виды педагогических игр разнообразны.

Они могут различаться:

  1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;
  2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
  4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
  5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.

Реализации игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в работе с детьми с ОВЗ проходит в нескольких направлениях:

Направления работы

Рекомендуемые игры и упражнения

Развитие коммуникативной активности.

«Чей голосок», «Водитель», «Остров», «Раздувайся пузырь»

Развитие двигательной организации.

Глазодвигательные -

  • «Часики»
  • «Восьмерка»
  • «Кукушка»

Дыхательные –

  • «Шарик надуваем»
  • «Задуваем свечи»
  • «Колодец»

Артикуляционная –

  • «Велосипед»
  • «Лодочка»
  • «Гусеница»

Развитие психических процессов

Развитие быстроты и точности реакции при действии наглядных, звуковых или вербальных сигналов:

  • «Хлопушки»
  • «Чей голосок»
  • «Третий лишний»

Развитие внимания (устойчивости, переключения, распределения)

  • «Кто пропал?»
  • «Тихо – тихо мы сидим»

Развитие памяти

  • Стихотворения
  • Песенки
  • Стихотворные игры, в том числе двигательные

Развитие эмоциональности

Развитие понимания эмоциональных состояний, отдельных черт характера:

  • «Покажи как»
  • «Чебурашка»
  • «Козочки и волк»

Развитие имитационно – подражательных выразительных движений и действий, отражающих различные эмоциональные состояния

  • «Зоопарк»
  • «Птички»
  • «Поросята»

Развитие всех перечисленных направлений будет актуально в отношении различных категорий детей с ОВЗ.

Список литературы

  1. 1.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. –СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
  1. 2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.Учебное пособие. —М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  1. 3.Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Поднауч.ред.проф.Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.

Интернет – источники

  1. 8.http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/18894.html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год