Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики»
Педагогика
Автор: Седирова Любовь Владимировна   
26.09.2020 10:13

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики»

Возраст детей: 3 – 4 года, Срок реализации: 1 год

Составитель: Седирова Л.В. Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок» с. Чеускино 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план
  4. Календарно – тематический план
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
  6. Список литературы
  7. Приложения

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:

Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики»

 

Скачать программу

Руководитель программы Воспитатели: Седирова Л.В.

Организация-исполнитель НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок»

Адрес организации исполнителя с. Чеускино ул. Центральная 21 а

Цель программы Создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет

Направленность программы Познавательная

Срок реализации программы 1 год

Вид программы Уровень реализации программы Адаптированная, дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Знать:

  • шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
  • пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия — вкусовые качества овощей и фруктов.

Уметь:

  • идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности
  • подбирать предметы по образцу
  • группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина)
  • сравнивать оттенки цвета, предметы по величине
  • чередовать предметы по величине
  • сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета
  • обозначать величину предметов словами
  • воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы
  • находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу
  • расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей
  • словесно описывать формы предметов.

Владеть:

  • приёмами обследования формы
  • действиями подбора по образцу
  • способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

В ходе проведении кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

2. Новизна программы.

Новизна данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях.

3. Актуальность программы.

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет.

Проведение кружка «Мир сенсорики» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.

4. Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе.

Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период.

Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий.

Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Основными принципами, заложенными в основу программы являются:

- Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета).

  • Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  • Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
  • Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
  • Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.

6. Цель программы.

Целью программы «Мир сенсорики» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.

7. Задачи программы.

Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы:

  • обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине
  • обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов
  • закрепить представления о разновидностях каждого свойства
  • формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее)
  • учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы:

  • развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
  • развивать мелкую моторику рук
  • развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства
  • развивать мотивацию личности ребенка к познанию.

Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Мир сенсорики»:

  • формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
  • воспитание усидчивости, целенаправленности.

8. Возраст детей.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики» — 3-4 года.

С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.

9. Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок. Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы кружка проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 32 учебных занятия.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут:

- знать:

  • шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
  • пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия
  • вкусовые качества овощей и фруктов.

- уметь:

  • идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности
  • подбирать предметы по образцу
  • группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина)
  • сравнивать оттенки цвета, предметы по величине
  • чередовать предметы по величине
  • расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей
  • сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета
  • обозначать величину предметов словами
  • воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы
  • находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу
  • словесно описывать формы предметов.

- владеть:

  • приёмами обследования формы
  • действиями подбора по образцу
  • способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

В результате реализации программы кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

12. Форма подведения итогов.

Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:

  • различать предметы по величине (большой – маленький, больше — меньше)
  • различать предметы по форме (кубик, шарик)
  • образовывать группы однородных предметов
  • выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).

Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале (Приложения 1, 2).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

модулей, разделов и

тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Диагностика на начало учебного года.

I

15 мин

5 мин

10 мин

       

2

Шесть цветов и оттенки.

II

2 часа

45 мин

55 мин

1 час

50 мин

2.1

«Спрячь мышку»

1

15 мин

5 мин

10 мин

2.2

Лото «Цвет»

2

30 мин

10 мин

20 мин

2.3

«Окраска воды»

2

30 мин

10 мин

20 мин

2.4

«В царстве царя-Разноцвета»

2

30 мин

10 мин

20 мин

2.5

«Магазин»

2

30 мин

10 мин

20 мин

2.6

«Радуга»

2

30 мин

10 мин

20 мин

3

Геометрические формы

10

2 часа

30 мин

50 мин

1 час

40 мин

3.1

«В царстве фигурок - человечков»

1

15

5 мин

10 мин

3.2

«Кто где спит?»

2

30

10 мин

20 мин

3.3

«Гости»

2

30

10 мин

20 мин

3.4

«Найди предмет такой же формы»

1

15

5 мин

10 мин

3.5

«Чудесный мешочек»

2

30

10 мин

20 мин

3.6

«Составные картинки»

1

15

5 мин

10 мин

3.7

«Какой формы предметы в нашей группе»

1

15

5 мин

10 мин

4

Величина

5

1час

15 мин

25 мин

50 мин

4.1

«Бусинки большие и маленькие»

2

30 мин

10 мин

20 мин

4.2

«Три квадрата»

1

15 мин

5 мин

10 мин

4.3

«Достроим домики»

2

30 мин

10 мин

20 мин

5

Вкусовые качества

2

30 мин

10 мин

20 мин

5.1

«Кислое, сладкое, соленое»

2

30 мин

10 мин

20 мин

6

Расположение фигур на плоскости.

2

30 мин

10 мин

20 мин

6.1

«Орнамент»

2

30 мин

10 мин

20 мин

7

Диагностика на конец учебного года.

1

15 мин

5 мин

10 мин

Итого:

32

8 часов

2 часа

40 мин

5 часов

20 мин

             

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Наименование

модулей,

разделов и тем

Содержание

Методы

обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Тема №1

Диагностика

Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.  

Беседа.   Практическое занятие.

индивидуальная

Индивидуальные беседы по результатам диагностики.

Тема №2

«Спрячь мышку»

Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвет.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Анкетирование "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников" (Приложение 3)

Тема №3

«В царстве фигурок-человечков»

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Консультирование по проблеме сенсорного развития вашего ребенка по итогам анкетирования "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Тема №4

Лото «Цвет»

Закрепление названий основных цветов. Обучение   выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №5

«Кто где спит?»

Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №6

«Гости»

Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, инд. беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №7

«Окраска воды»

Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Беседа. Эксперимент.   Практическое занятие.

фронтальная

Фотоотчёт по итогам проведения занятий.

Тема №8

«Бусинки большие и маленькие»

Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки.

Показ, беседа, практическое занятие.

фронтальная, индивидуальная

Выставка изделий детей (бусы на ёлку).

Тема №9

«Кислое, сладкое, соленое»

Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Беседа, практическое занятие

фронтальная

Оформление консультации «Игровая деятельность в семье».

Тема №10

«Найди предмет такой же формы».

Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Беседа, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №11

«Три квадрата»

Обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначению величины предметов словами.

Беседа, практическое занятие.

фронтальная

Консультация по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях.

Тема №12

«Достроим домики»

Развитие и совершенствование глазомера детей.

Беседа, демонстрация, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №13

«В царстве царя Разноцвета»

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Беседа, рассматривание, практическое занятие.

фронтальная

Организация посещения занятия. Открытое занятие.

Тема №14

«Орнамент»

Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу.

Рассматривание, объяснение, практическое занятие.

фронтальная

Выставка работ детей (аппликация).

Тема №15

«Магазин»

Совершенствовать умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета.

Беседа, рассматривание, практическое занятие.

фронтальная, парная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №16

«Радуга»

Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Рассматривание, беседа, практическое занятие.

фронтальная

Выставка работ детей (аппликация).

Тема №17

«Чудесный мешочек»

Обучение нахождению зрительно фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.

Рассматривание, объяснение, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №18

«Составные картинки»

Обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложную форму из частей.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.

фронтальная

Выставка работ детей (конструирование).

Тема №19

«Какой формы предметы в нашей группе»

Обучение зрительному обследованию предметов в группе. Формирование умения словесно описывать формы предметов в группе.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №20

Диагностика на конец учебного года

Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Беседа.   Практическое занятие.

индивидуальная

Индивид. беседы по результатам сравнительного анализа мониторинга сенсор. развития детей. Отчёт о работе кружка. Презентация.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

При проведении занятий в рамках кружка «Мир сенсорики» предполагается использование следующих форм организации деятельности:

  • фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин)
  • индивидуальная.

2. Приемы и методы организации.

При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

  • наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий)
  • словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему
  • практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера — прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами — прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.

3. Дидактический материал.

Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:

  • Дидактические игры: «Подбери по цвету»«Разноцветные окошки»«Разноцветные формы»«Воздушные шарики»«Геометрические формы»«Мозаика»«Большие и маленькие»«Развивающее лото»«Найди предмет такой же формы» и т. д.
  • Картотеки: «Геометрические фигуры»«Цвета».
  • Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
  • Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):

игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.

  • Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.
  • Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы.
  • Конспекты занятий (Приложение 4).

4. Техническое оснащение занятий.

Для проведения занятий имеется следующее оборудование:

  • DVD плейер
  • телевизор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
  2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.
  3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
  4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. — Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
  5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. — Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
  6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. — М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с.
  7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) / И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
  8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. — М.: Творческий центр Сфера, 2014. — 128 с.

Список литературы для детей и родителей

  1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.
  2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012. - 176с.
  3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.
  4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.: АСТ, 2016. – 160 с.
  5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина. - М.: Академия развития, 2011. - 192с.
  6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСписок литературы для педагогов1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. — Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. — Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. — М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с.7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) / И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. — М.: Творческий центр Сфера, 2014. — 128 с.Список литературы для детей и родителей1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012. - 176с.3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.: АСТ, 2016. – 160 с.5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина. - М.: Академия развития, 2011. - 192с.6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год