Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики»
Педагогика
Автор: Седирова Любовь Владимировна   
26.09.2020 10:13

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики»

Возраст детей: 3 – 4 года, Срок реализации: 1 год

Составитель: Седирова Л.В. Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок» с. Чеускино 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план
  4. Календарно – тематический план
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
  6. Список литературы
  7. Приложения

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:

Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики»

 

Скачать программу

Руководитель программы Воспитатели: Седирова Л.В.

Организация-исполнитель НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок»

Адрес организации исполнителя с. Чеускино ул. Центральная 21 а

Цель программы Создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет

Направленность программы Познавательная

Срок реализации программы 1 год

Вид программы Уровень реализации программы Адаптированная, дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Знать:

  • шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
  • пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия — вкусовые качества овощей и фруктов.

Уметь:

  • идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности
  • подбирать предметы по образцу
  • группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина)
  • сравнивать оттенки цвета, предметы по величине
  • чередовать предметы по величине
  • сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета
  • обозначать величину предметов словами
  • воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы
  • находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу
  • расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей
  • словесно описывать формы предметов.

Владеть:

  • приёмами обследования формы
  • действиями подбора по образцу
  • способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

В ходе проведении кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

2. Новизна программы.

Новизна данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях.

3. Актуальность программы.

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет.

Проведение кружка «Мир сенсорики» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.

4. Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе.

Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период.

Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий.

Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Основными принципами, заложенными в основу программы являются:

- Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета).

  • Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  • Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
  • Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
  • Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.

6. Цель программы.

Целью программы «Мир сенсорики» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.

7. Задачи программы.

Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы:

  • обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине
  • обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов
  • закрепить представления о разновидностях каждого свойства
  • формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее)
  • учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы:

  • развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
  • развивать мелкую моторику рук
  • развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства
  • развивать мотивацию личности ребенка к познанию.

Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Мир сенсорики»:

  • формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
  • воспитание усидчивости, целенаправленности.

8. Возраст детей.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики» — 3-4 года.

С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.

9. Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок. Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы кружка проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 32 учебных занятия.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут:

- знать:

  • шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
  • пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия
  • вкусовые качества овощей и фруктов.

- уметь:

  • идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности
  • подбирать предметы по образцу
  • группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина)
  • сравнивать оттенки цвета, предметы по величине
  • чередовать предметы по величине
  • расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей
  • сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета
  • обозначать величину предметов словами
  • воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы
  • находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу
  • словесно описывать формы предметов.

- владеть:

  • приёмами обследования формы
  • действиями подбора по образцу
  • способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

В результате реализации программы кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

12. Форма подведения итогов.

Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:

  • различать предметы по величине (большой – маленький, больше — меньше)
  • различать предметы по форме (кубик, шарик)
  • образовывать группы однородных предметов
  • выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).

Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале (Приложения 1, 2).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

модулей, разделов и

тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Диагностика на начало учебного года.

I

15 мин

5 мин

10 мин

       

2

Шесть цветов и оттенки.

II

2 часа

45 мин

55 мин

1 час

50 мин

2.1

«Спрячь мышку»

1

15 мин

5 мин

10 мин

2.2

Лото «Цвет»

2

30 мин

10 мин

20 мин

2.3

«Окраска воды»

2

30 мин

10 мин

20 мин

2.4

«В царстве царя-Разноцвета»

2

30 мин

10 мин

20 мин

2.5

«Магазин»

2

30 мин

10 мин

20 мин

2.6

«Радуга»

2

30 мин

10 мин

20 мин

3

Геометрические формы

10

2 часа

30 мин

50 мин

1 час

40 мин

3.1

«В царстве фигурок - человечков»

1

15

5 мин

10 мин

3.2

«Кто где спит?»

2

30

10 мин

20 мин

3.3

«Гости»

2

30

10 мин

20 мин

3.4

«Найди предмет такой же формы»

1

15

5 мин

10 мин

3.5

«Чудесный мешочек»

2

30

10 мин

20 мин

3.6

«Составные картинки»

1

15

5 мин

10 мин

3.7

«Какой формы предметы в нашей группе»

1

15

5 мин

10 мин

4

Величина

5

1час

15 мин

25 мин

50 мин

4.1

«Бусинки большие и маленькие»

2

30 мин

10 мин

20 мин

4.2

«Три квадрата»

1

15 мин

5 мин

10 мин

4.3

«Достроим домики»

2

30 мин

10 мин

20 мин

5

Вкусовые качества

2

30 мин

10 мин

20 мин

5.1

«Кислое, сладкое, соленое»

2

30 мин

10 мин

20 мин

6

Расположение фигур на плоскости.

2

30 мин

10 мин

20 мин

6.1

«Орнамент»

2

30 мин

10 мин

20 мин

7

Диагностика на конец учебного года.

1

15 мин

5 мин

10 мин

Итого:

32

8 часов

2 часа

40 мин

5 часов

20 мин

             

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Наименование

модулей,

разделов и тем

Содержание

Методы

обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Тема №1

Диагностика

Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.  

Беседа.   Практическое занятие.

индивидуальная

Индивидуальные беседы по результатам диагностики.

Тема №2

«Спрячь мышку»

Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвет.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Анкетирование "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников" (Приложение 3)

Тема №3

«В царстве фигурок-человечков»

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Консультирование по проблеме сенсорного развития вашего ребенка по итогам анкетирования "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Тема №4

Лото «Цвет»

Закрепление названий основных цветов. Обучение   выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №5

«Кто где спит?»

Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №6

«Гости»

Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Беседа.   Практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, инд. беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №7

«Окраска воды»

Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Беседа. Эксперимент.   Практическое занятие.

фронтальная

Фотоотчёт по итогам проведения занятий.

Тема №8

«Бусинки большие и маленькие»

Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки.

Показ, беседа, практическое занятие.

фронтальная, индивидуальная

Выставка изделий детей (бусы на ёлку).

Тема №9

«Кислое, сладкое, соленое»

Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Беседа, практическое занятие

фронтальная

Оформление консультации «Игровая деятельность в семье».

Тема №10

«Найди предмет такой же формы».

Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Беседа, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №11

«Три квадрата»

Обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначению величины предметов словами.

Беседа, практическое занятие.

фронтальная

Консультация по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях.

Тема №12

«Достроим домики»

Развитие и совершенствование глазомера детей.

Беседа, демонстрация, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №13

«В царстве царя Разноцвета»

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Беседа, рассматривание, практическое занятие.

фронтальная

Организация посещения занятия. Открытое занятие.

Тема №14

«Орнамент»

Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу.

Рассматривание, объяснение, практическое занятие.

фронтальная

Выставка работ детей (аппликация).

Тема №15

«Магазин»

Совершенствовать умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета.

Беседа, рассматривание, практическое занятие.

фронтальная, парная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №16

«Радуга»

Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Рассматривание, беседа, практическое занятие.

фронтальная

Выставка работ детей (аппликация).

Тема №17

«Чудесный мешочек»

Обучение нахождению зрительно фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.

Рассматривание, объяснение, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №18

«Составные картинки»

Обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложную форму из частей.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.

фронтальная

Выставка работ детей (конструирование).

Тема №19

«Какой формы предметы в нашей группе»

Обучение зрительному обследованию предметов в группе. Формирование умения словесно описывать формы предметов в группе.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.

фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №20

Диагностика на конец учебного года

Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Беседа.   Практическое занятие.

индивидуальная

Индивид. беседы по результатам сравнительного анализа мониторинга сенсор. развития детей. Отчёт о работе кружка. Презентация.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

При проведении занятий в рамках кружка «Мир сенсорики» предполагается использование следующих форм организации деятельности:

  • фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин)
  • индивидуальная.

2. Приемы и методы организации.

При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

  • наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий)
  • словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему
  • практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера — прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами — прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.

3. Дидактический материал.

Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:

  • Дидактические игры: «Подбери по цвету»«Разноцветные окошки»«Разноцветные формы»«Воздушные шарики»«Геометрические формы»«Мозаика»«Большие и маленькие»«Развивающее лото»«Найди предмет такой же формы» и т. д.
  • Картотеки: «Геометрические фигуры»«Цвета».
  • Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
  • Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):

игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.

  • Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.
  • Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы.
  • Конспекты занятий (Приложение 4).

4. Техническое оснащение занятий.

Для проведения занятий имеется следующее оборудование:

  • DVD плейер
  • телевизор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
  2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.
  3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
  4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. — Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
  5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. — Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
  6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. — М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с.
  7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) / И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
  8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. — М.: Творческий центр Сфера, 2014. — 128 с.

Список литературы для детей и родителей

  1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.
  2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012. - 176с.
  3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.
  4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.: АСТ, 2016. – 160 с.
  5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина. - М.: Академия развития, 2011. - 192с.
  6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСписок литературы для педагогов1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. — Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. — Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. — М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с.7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) / И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. — М.: Творческий центр Сфера, 2014. — 128 с.Список литературы для детей и родителей1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012. - 176с.3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.: АСТ, 2016. – 160 с.5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина. - М.: Академия развития, 2011. - 192с.6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год