| 
  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир сенсорики» 
Возраст детей: 3 – 4 года, Срок реализации: 1 год 
Составитель: Седирова Л.В. Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок» с. Чеускино 2020г. 
СОДЕРЖАНИЕ 
- Паспорт программы
 
- Пояснительная записка
 
- Учебно-тематический план
 
- Календарно – тематический план
 
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
 
- Список литературы
 
- Приложения
 
 
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ: 
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» 
  
Скачать программу 
Руководитель программы Воспитатели: Седирова Л.В. 
Организация-исполнитель НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок» 
Адрес организации исполнителя с. Чеускино ул. Центральная 21 а 
Цель программы Создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет 
Направленность программы Познавательная 
Срок реализации программы 1 год 
Вид программы Уровень реализации программы Адаптированная, дошкольное образование 
Система реализации контроля за исполнением программы Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; 
практическую работу осуществляет педагогический коллектив 
Ожидаемые конечные результаты программы 
Знать: 
- шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
 
- пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия — вкусовые качества овощей и фруктов.
 
 
Уметь: 
- идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности
 
- подбирать предметы по образцу
 
- группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина)
 
- сравнивать оттенки цвета, предметы по величине
 
- чередовать предметы по величине
 
- сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета
 
- обозначать величину предметов словами
 
- воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы
 
- находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу
 
- расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей
 
- словесно описывать формы предметов.
 
 
Владеть: 
- приёмами обследования формы
 
- действиями подбора по образцу
 
- способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
 
 
В ходе проведении кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий. 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
1. Направленность программы. 
Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие». 
2. Новизна программы. 
Новизна данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях. 
3. Актуальность программы. 
Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет. 
Проведение кружка «Мир сенсорики» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности. 
4. Отличительные особенности программы. 
Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе. 
Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период. 
Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. 
В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий. 
Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй. 
5. Педагогическая целесообразность программы. 
Основными принципами, заложенными в основу программы являются: 
- Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета). 
- Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
 
- Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
 
- Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
 
- Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
 
- Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.
 
 
6. Цель программы. 
Целью программы «Мир сенсорики» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет. 
7. Задачи программы. 
Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы: 
- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине
 
- обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов
 
- закрепить представления о разновидностях каждого свойства
 
- формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее)
 
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
 
 
Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы: 
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
 
- развивать мелкую моторику рук
 
- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства
 
- развивать мотивацию личности ребенка к познанию.
 
 
Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Мир сенсорики»: 
- формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
 
- воспитание усидчивости, целенаправленности.
 
 
8. Возраст детей. 
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Мир сенсорики» — 3-4 года. 
С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др. 
9. Срок реализации программы. 
Программа рассчитана на 1 год обучения. 
10. Форма детского образовательного объединения: кружок. Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы кружка проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 32 учебных занятия. 
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки. 
В результате освоения программы воспитанники будут: 
- знать: 
- шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
 
- пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия
 
- вкусовые качества овощей и фруктов.
 
 
- уметь: 
- идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности
 
- подбирать предметы по образцу
 
- группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина)
 
- сравнивать оттенки цвета, предметы по величине
 
- чередовать предметы по величине
 
- расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей
 
- сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета
 
- обозначать величину предметов словами
 
- воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы
 
- находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу
 
- словесно описывать формы предметов.
 
 
- владеть: 
- приёмами обследования формы
 
- действиями подбора по образцу
 
- способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
 
 
В результате реализации программы кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий. 
12. Форма подведения итогов. 
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений: 
- различать предметы по величине (большой – маленький, больше — меньше)
 
- различать предметы по форме (кубик, шарик)
 
- образовывать группы однородных предметов
 
- выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).
 
 
Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале (Приложения 1, 2). 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
| 
 № 
п/п 
 | 
 Наименование 
модулей, разделов и 
тем 
 | 
 Количество часов 
 | 
 
| 
 всего 
 | 
 теория 
 | 
 практика 
 | 
 
| 
 кол-во занятий 
 | 
 мин. 
 | 
 
| 
 1 
 | 
 Диагностика на начало учебного года. 
 | 
 I 
 | 
 15 мин 
 | 
 5 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 
|   | 
  | 
  | 
  | 
 
| 
 2 
 | 
 Шесть цветов и оттенки. 
 | 
 II 
 | 
 2 часа 
45 мин 
 | 
 55 мин 
 | 
 1 час 
50 мин 
 | 
 
| 
 2.1 
 | 
 «Спрячь мышку» 
 | 
 1 
 | 
 15 мин 
 | 
 5 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 
| 
 2.2 
 | 
 Лото «Цвет» 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 2.3 
 | 
 «Окраска воды» 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 2.4 
 | 
 «В царстве царя-Разноцвета» 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 2.5 
 | 
 «Магазин» 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 2.6 
 | 
 «Радуга» 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 3 
 | 
 Геометрические формы 
 | 
 10 
 | 
 2 часа 
30 мин 
 | 
 50 мин 
 | 
 1 час 
40 мин 
 | 
 
| 
 3.1 
 | 
 «В царстве фигурок - человечков» 
 | 
 1 
 | 
 15 
 | 
 5 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 
| 
 3.2 
 | 
 «Кто где спит?» 
 | 
 2 
 | 
 30 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 3.3 
 | 
 «Гости» 
 | 
 2 
 | 
 30 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 3.4 
 | 
 «Найди предмет такой же формы» 
 | 
 1 
 | 
 15 
 | 
 5 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 
| 
 3.5 
 | 
 «Чудесный мешочек» 
 | 
 2 
 | 
 30 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 3.6 
 | 
 «Составные картинки» 
 | 
 1 
 | 
 15 
 | 
 5 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 
| 
 3.7 
 | 
 «Какой формы предметы в нашей группе» 
 | 
 1 
 | 
 15 
 | 
 5 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 
| 
 4 
 | 
 Величина 
 | 
 5 
 | 
 1час 
15 мин 
 | 
 25 мин 
 | 
 50 мин 
 | 
 
| 
 4.1 
 | 
 «Бусинки большие и маленькие» 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 4.2 
 | 
 «Три квадрата» 
 | 
 1 
 | 
 15 мин 
 | 
 5 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 
| 
 4.3 
 | 
 «Достроим домики» 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 5 
 | 
 Вкусовые качества 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 5.1 
 | 
 «Кислое, сладкое, соленое» 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 6 
 | 
 Расположение фигур на плоскости. 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 6.1 
 | 
 «Орнамент» 
 | 
 2 
 | 
 30 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 20 мин 
 | 
 
| 
 7 
 | 
 Диагностика на конец учебного года. 
 | 
 1 
 | 
 15 мин 
 | 
 5 мин 
 | 
 10 мин 
 | 
 
| 
 Итого: 
 | 
 32 
 | 
 8 часов 
 | 
 2 часа 
40 мин 
 | 
 5 часов 
20 мин 
 | 
 
|   | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
 
 
 
  
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
| 
 Тема 
 | 
 Наименование 
модулей, 
разделов и тем 
 | 
 Содержание 
 | 
 Методы 
обучения 
 | 
 Формы 
работы 
 | 
 Работа с родителями 
 | 
 
| 
 Тема №1 
 | 
 Диагностика 
 | 
 Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.   
 | 
 Беседа.   Практическое занятие. 
 | 
 индивидуальная 
 | 
 Индивидуальные беседы по результатам диагностики. 
 | 
 
| 
 Тема №2 
 | 
 «Спрячь мышку» 
 | 
 Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвет. 
 | 
 Беседа.   Практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Анкетирование "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников" (Приложение 3) 
 | 
 
| 
 Тема №3 
 | 
 «В царстве фигурок-человечков» 
 | 
 Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры. 
 | 
 Беседа.   Практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Консультирование по проблеме сенсорного развития вашего ребенка по итогам анкетирования "Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников". 
 | 
 
| 
 Тема №4 
 | 
 Лото «Цвет» 
 | 
 Закрепление названий основных цветов. Обучение   выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. 
 | 
 Беседа.   Практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. 
 | 
 
| 
 Тема №5 
 | 
 «Кто где спит?» 
 | 
 Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу. 
 | 
 Беседа.   Практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. 
 | 
 
| 
 Тема №6 
 | 
 «Гости» 
 | 
 Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета. 
 | 
 Беседа.   Практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Ознакомление с программным содержанием занятия, инд. беседа о результатах работы детей на занятии. 
 | 
 
| 
 Тема №7 
 | 
 «Окраска воды» 
 | 
 Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». 
 | 
 Беседа. Эксперимент.   Практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Фотоотчёт по итогам проведения занятий. 
 | 
 
| 
 Тема №8 
 | 
 «Бусинки большие и маленькие» 
 | 
 Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки. 
 | 
 Показ, беседа, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная, индивидуальная 
 | 
 Выставка изделий детей (бусы на ёлку). 
 | 
 
| 
 Тема №9 
 | 
 «Кислое, сладкое, соленое» 
 | 
 Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов. 
 | 
 Беседа, практическое занятие 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Оформление консультации «Игровая деятельность в семье». 
 | 
 
| 
 Тема №10 
 | 
 «Найди предмет такой же формы». 
 | 
 Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы. 
 | 
 Беседа, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. 
 | 
 
| 
 Тема №11 
 | 
 «Три квадрата» 
 | 
 Обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначению величины предметов словами. 
 | 
 Беседа, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Консультация по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях. 
 | 
 
| 
 Тема №12 
 | 
 «Достроим домики» 
 | 
 Развитие и совершенствование глазомера детей. 
 | 
 Беседа, демонстрация, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. 
 | 
 
| 
 Тема №13 
 | 
 «В царстве царя Разноцвета» 
 | 
 Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. 
 | 
 Беседа, рассматривание, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Организация посещения занятия. Открытое занятие. 
 | 
 
| 
 Тема №14 
 | 
 «Орнамент» 
 | 
 Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу. 
 | 
 Рассматривание, объяснение, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Выставка работ детей (аппликация). 
 | 
 
| 
 Тема №15 
 | 
 «Магазин» 
 | 
 Совершенствовать умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета. 
 | 
 Беседа, рассматривание, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная, парная 
 | 
 Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. 
 | 
 
| 
 Тема №16 
 | 
 «Радуга» 
 | 
 Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. 
 | 
 Рассматривание, беседа, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Выставка работ детей (аппликация). 
 | 
 
| 
 Тема №17 
 | 
 «Чудесный мешочек» 
 | 
 Обучение нахождению зрительно фигуры по осязательно воспринимаемому образцу. 
 | 
 Рассматривание, объяснение, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. 
 | 
 
| 
 Тема №18 
 | 
 «Составные картинки» 
 | 
 Обучение расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложную форму из частей. 
 | 
 Рассматривание, обсуждение, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Выставка работ детей (конструирование). 
 | 
 
| 
 Тема №19 
 | 
 «Какой формы предметы в нашей группе» 
 | 
 Обучение зрительному обследованию предметов в группе. Формирование умения словесно описывать формы предметов в группе. 
 | 
 Рассматривание, обсуждение, практическое занятие. 
 | 
 фронтальная 
 | 
 Ознакомление с программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. 
 | 
 
| 
 Тема №20 
 | 
 Диагностика на конец учебного года 
 | 
 Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. 
 | 
 Беседа.   Практическое занятие. 
 | 
 индивидуальная 
 | 
 Индивид. беседы по результатам сравнительного анализа мониторинга сенсор. развития детей. Отчёт о работе кружка. Презентация. 
 | 
 
 
 
  
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу. 
При проведении занятий в рамках кружка «Мир сенсорики» предполагается использование следующих форм организации деятельности: 
- фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин)
 
- индивидуальная.
 
 
2. Приемы и методы организации. 
При проведении занятий педагогом используются следующие методы: 
- наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий)
 
- словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему
 
- практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
 
 
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. 
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера — прием соотнесения по величине (наложению и приложению). 
При знакомстве детей с геометрическими фигурами — прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры. 
3. Дидактический материал. 
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала: 
- Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
 
- Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета».
 
- Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
 
- Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):
 
 
игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки. 
- Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.
 
- Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы.
 
- Конспекты занятий (Приложение 4).
 
 
4. Техническое оснащение занятий. 
Для проведения занятий имеется следующее оборудование: 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
Список литературы для педагогов 
- Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
 
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.
 
- Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
 
- Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. — Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
 
- Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. — Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
 
- Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. — М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с.
 
- Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) / И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
 
- Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. — М.: Творческий центр Сфера, 2014. — 128 с.
 
 
Список литературы для детей и родителей 
- Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.
 
- Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012. - 176с.
 
- Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.
 
- Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.: АСТ, 2016. – 160 с.
 
- Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина. - М.: Академия развития, 2011. - 192с.
 
- Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСписок литературы для педагогов1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. — Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. — Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. — М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 64 с.7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) / И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. — М.: Творческий центр Сфера, 2014. — 128 с.Список литературы для детей и родителей1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М.: Махаон, 2015. – 112 с.2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012. - 176с.3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М.: АСТ, 2016. – 160 с.5. Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина. - М.: Академия развития, 2011. - 192с.6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c. 
  
			 |