Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Детский совет – время и место формирования ключевых компетентностей дошкольников»
Педагогика
Автор: Колоколова Марина Владимировна   
07.06.2020 21:08

«Детский совет – время и место формирования ключевых компетентностей дошкольников»«Детский совет – время и место формирования ключевых компетентностей дошкольников»

Колоколова Марина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск

Наше динамичное время не позволяет запастись знаниями на всю жизнь, требуется готовность выпускника к образованию и к самообразованию. Для решения стратегических задач модернизации и инновационного развития России важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, создать и реализовать что-то своё, необычное, а также умение принимать на себя ответственность

В контексте новых требований перед педагогами встаёт задача: формирования ключевых компетентностей у дошкольников. Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах (ребёнок – родитель, ребёнок – воспитатель, ребёнок – сверстник), в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.

 

Занимаясь вопросами организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требования ФГОС, вопросами индивидуализации образования, поиском форм работы с воспитанниками в соответствии с их потребностями, интересами, для поддержки детской инициативы, активности, самостоятельности мы провели анализ организации воспитательно-образовательного процесса в своём ДОУ с точки зрения вызовов времени, мы пришли к выводам:

  • формы образовательной деятельности, которые реализуются в ДОУ, не соответствуют современным тенденциям развития дошкольного образования, не учитывают социальную ситуацию развития ребёнка, не способствуют индивидуализации образования
  • проводимая нами педагогическая диагностика не выявляет ключевых компетентности дошкольников, лишь констатирует успешность освоения ООП ДО, определяя дефициты развития ребёнка. С такой диагностикой трудно определить траекторию развития ребёнка с учётом его интересов, потребностей
  • педагоги испытывают недостаток форм работы с детьми, основанными на интересе детей, их потребности, поддержке детской инициативы, познавательной активности, самостоятельности.

Мы пришли к мнению о необходимости внедрения в образовательное пространство ООП ДО «Вдохновение», программы, которая отвечает вызовам современного времени, в которой ребёнок — полноценный участник образовательных отношений, инициативный, активный, самостоятельный, программы, которая обеспечивает индивидуализацию его развития и позитивную социализацию.

Наш педагогический коллектив, внедряя ООП ДО «Вдохновение», определил тему исследования «Детский совет – время и место формирования ключевых компетентностей дошкольников».

Для себя мы определили основные задачи нашего исследования:

  1. Апробировать формы работы с воспитанниками: Утренний сбор, Детский совет;
  2. Выявить эффективность реализации групповых сборов для формирования ключевых компетентностей дошкольников: коммуникативной, социальной, деятельностной, информационной;
  3. Восполнить пробелы в дефицитах профессиональных компетенций педагогов при подготовке, организации и проведении детских сборов;
  4. Создать условия в развивающей предметно-пространственной среде групповых помещения для организации детских сборов.

Первыми нашими формами работы с воспитанниками в рамках внедрения ООП ДО «Вдохновение», стали детские сборы. Мы разделили детские сборы на Утренний круг и Детский совет и определили их структуру, время и место в распорядке дня.

В структуру Утреннего круга, которому определили место в распорядке дня до завтрака, вошли составные части: приветствие, определение состава группы, оглашение дня недели и даты, описание погоды, игры, обмен новостями. В «Приветствие» сопровождается разработанным ритуалом приветствия, которое обязательно согласуется с воспитанниками: это определённая рифма или просто слова, сопровождаемые движениями, жестами, мимикой (улыбка). Сюда входят и поздравления с днём рождения, ритуал с вручением подарка, пожелания хорошего дня, комплименты ( «Я рада, что в группе Настенька есть!»). Дети самостоятельно определяют состав детского коллектива: ведут подсчёт присутствия количества мальчиков и девочек, отмечают на информационных стендах или их составляющих. Определение дня недели определяется совместно с воспитателем: он комментирует, например, что сегодня среда, т.е. середина недели. Интересуется, сколько прошло рабочих дней, сколько осталось, какие дни выходные, определяется число, месяц, так день за днём у детей формируются временные представления. Воспитанники описывают состояние погоды, отмечая её в центре Природы. В «Обмене новостями» участвуют все дети. Эта часть наиболее насыщена смыслами. Ведь дети рассказывают о том, что их волнует, о прошедших событиях из личного опыта. Конечно, существуют сложности, особенно в данной части: в обмене новостями. Вначале, многие дети не знали о чём рассказывать, как построить свой рассказ (особенно в младших и средних группах). С ними приходилось вести индивидуальную работу: заранее выяснять новости, обсуждать, как можно их представить. В старших группах были сложности с тем, что новостей было много, дети перебивали друг друга. Поэтому педагоги совместно с детьми обговаривали правила поведения при сборе: вначале схематичные: говорить по очереди, не перебивать, слушать внимательно друг друга, у меня есть вопрос. Впоследствии, правила зарисовывали сами дети и располагали в месте проведения сбора.

Педагогу важно создать обстановку комфортности, доверия, важно, чтобы каждый ребёнок был услышан, понят, принят. Его личные сообщения, моменты (в зависимости от темы новости) стали близкими другим детям и взрослым: вызывали чувства сопереживания, радости, огорчения и т.д., то есть то, что испытывает сам ребёнок, когда делится своими новостями. Педагог может также поделиться своими новостями, как член коллектива, показав свою общность с детьми. Постепенно у детей формируется культура участия. Следует учесть, что иногда структурные части Утреннего сбора могут быть сокращены, а некоторые, наоборот, увеличены, какая-то часть может отсутствовать. Всё зависит от ситуации, когда, например, у ребёнка день рождения. Потребность определяет педагог, опираясь на возникающие в ходе проведения моменты, ситуации дня и т.д.

Утренний круг как нельзя лучше настраивает детей на совместную деятельность в течение всего дня, создаёт комфортные психолого-педагогические условия для общения, дальнейшей совместной деятельности детей и педагога в течение дня. После завтрака в распорядке дня наступает время Детского совета и работы в центрах активности.

Данная форма была введена в образовательное пространство не сразу, по мере апробирования такой формы, возникали споры, сомнения. Как и утренний круг, так и Детский совет, предполагают изменения самой позиции педагога в воспитательно-образовательном пространстве, изменения его восприятия, мировоззрения, так как равноправными участниками педагогического процесса теперь становятся дети.

Чтобы включить детей в управление делами и событиями в течение всего времени нахождения в детском саду, мы определили основные формы Детского совета:

  • «Детский совет» для выбора темы недели
  • «Детский совет» с работой в центрах активности
  • «Итоговый Детский совет» для обсуждения результатов совместной деятельности.

Структурные части Детского совета определяются его формами. Например, в «Детский совет» для выбора темы недели включается: 1. Общение, игры (тренинги), 2. Выбор темы, 3. Планирование, подключается технология «Модель трёх вопросов», 4. Обсуждение. Дети самостоятельно выбирают тему недели, педагог тщательно записывает названия тем, имена детей, проявивших инициативу, а затем совместно с детьми ведётся подсчёт количества названных тем и собственно выбор темы. Совместное обсуждение, предложение взрослого «давайте договоримся», предупреждает возникновение конфликтных ситуаций. Дети сами стали предлагать обсудить спорные вопросы, обращаются друг к другу с предложениями. На первых порах при выборе темы недели педагоги отмечали трудности в назывании темы, поэтому в самом начале педагоги были инициаторами в определении тем. Для того, чтобы дети могли определиться с темой недели, педагоги проводили беседы «Что такое тема недели?». «Что может стать темой недели?», работу по выявлению интересов детей «Мои интересы», «Я люблю», «Меня интересует».

Понравилось и детям и педагогам совместно обсуждать вопросы, планировать деятельность по технологии «Модель трёх вопросов». Одна из воспитанниц на вопрос «Почему нравится так работать?», сказала: «Мне нравится, потому, что там записали то, что я сказала, и мы вместе будем всё делать».

Для обсуждения работы по теме недели или проекта воспитатели совместно с детьми обязательно анализируют образовательную паутинку и модель трёх вопросов: что сделали по теме, что ещё предстоит сделать, по ходу анализа взрослые и дети могут внести дополнительные предложения и идеи по реализации темы или проекта. Педагоги регламентируют деятельность центров активности, их количество, наполняют содержание материалом, соответственно поставленным образовательным задачам. В центрах активности происходит обучение дошкольников планировать свою деятельность, у воспитанников есть выбор средств, материалов деятельности, сверстников по общению.

И, если утренний «Утренний круг» больше решает задачи формирования таких ключевых компетентностей дошкольного детства, как социальная, коммуникативная, то «Детский совет» – задачи формирования деятельностной, информационной компетентности: умение планировать свою деятельность, выбрать соответствующий материал, найти информацию, отобрать нужную, рефлексировать по поводу своей деятельности (получилось – не получилось, почему, что для этого нужно) и т.д.

С введением Утреннего круга, Детского совета в образовательное пространство преобразилась и развивающая предметно-пространственная среда в групповых комнатах. Педагогами определены и организованы места для проведения групповых сборов (Детского совета, утреннего круга): место в центре группы, есть мягкое покрытие – ковры. Почти во всех группах имеются индивидуальные места для воспитанников — небольшие персональные подушки, коврики для того, чтобы дети сидели на них во время сборов. В группах оформляются информационные стенды по теме недели или его составляющие. На видных местах педагогами разработаны и размещены в доступном для детского глаза месте правила поведения при проведении групповых сборов. Во всех группах имеются маркеры, обозначающие центры активности на доступных для детей местах. На стенах в группах на уровне роста детей размещены фотографии детей, отражающие жизнь детей: в повседневной деятельности, во время проведения Детского совета, утреннего сбора, досуговых и других мероприятий, в рамках реализации темы недели, а также на стенах находятся рисунки и поделки детей творческого содержания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год