Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА (РППС) В ДОУ
Педагогика
Автор: Илясова Анастасия Евгеньевна   
01.06.2020 16:19

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА (РППС) В ДОУРАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА (РППС) В ДОУ

Под средой понимается пространство, окружающее ребенка: предметы, цвета, стенды, плакаты, помещения, территория и т. д. Пространство группы должно развивать ребенка. Как обстоят дела в обычных детских учреждениях. При входе в группу находятся шкафы, все стенды, вся информация располагается над шкафом, т. е. не для детей. Дети могут раздеться, положить свои вещи, или собраться. Перед прогулкой кто-то из детей одевается быстрее, кто-то медленнее, поэтому собранные дети страдают, чем заняться, из-за отсутствия вида деятельности. Не несет никакой развивающей функции. Спальня представляет собой помещение с кроватями по количеству детей, в которой можно только спать, и также не несет развивающей функции. Игровая комната, она же столовая, занята столами, т. е. предназначена для развития мелкой моторики, крупную предполагают развивать на площадке или в спортивном зале. Первое, не всегда позволяет осуществить из-за погодных условий, а второе, не во всех дошкольных учреждениях имеется данное помещение. Кроме того, территория, выделенная под игровую зону, не является мобильной, т. е. нет возможности переставлять, перемещать предметы. Цветовая гамма каждого помещения группы должна быть направлена на развитие чувств ребенка и приобщению к красоте.

 

Создание помещения со стенами одного цвета «розового», «голубого», «бежевого» не приводит к формированию разнообразных впечатлений и развитию чувственности. Это не значит, что комната должна представлять собой «калейдоскоп», всѐ должно быть в меру и уметь сочетаться яркие и нежные, холодные и теплые, объемные и гладкие поверхности. Украшения в виде картин, штор, полок, ковриков может восполнить недостатки и представить помещение в разнообразной гамме. Согласно ФГОС ДО основными принципами для создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ являются: • полифункциональность, • трансформируемость, • насыщенность, • доступность, • безопасность. Полифункциональность – возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, стендов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности. Трансформируемость – возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Порядок имеет большое значение и приучения детей к порядку главная задача. Для, взрослых, важно «как это выглядит» и «что об этом скажут другие». А для детей, важен «процесс» и удобство для него лично. Если в группе детей царит «творческий беспорядок», этому только можно порадоваться – значит, они чем-то увлечены. А это значит, что развитие личности идет как надо. А «приучение к порядку» можно встроить с помощью той же игры – соревнований «кто быстрее успеет убрать» (особенно под веселую музыку) или предложением «уложить игрушки спать». И, самое главное, системы хранения» для детей должны быть привлекательными и в легкой зоне досягаемости ребенка. В действительности дети очень мало учатся с помощью слов и советов. Гораздо большее впечатление на них производят реальные «дела» и искреннее внимание к их интересам. Насыщенность или содержательность – средства обучения и воспитания, материалы, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Доступность – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Не нужно переусердствовать с безопасностью. Например, в ясельных и младших группах выбирают для детей мягкое напольное покрытие. Застилают пол коврами для безопасности детей. Для лучшего развития ребенка медики советуют ходить по твердому покрытию. Тактильные ощущения в раннем возрасте имеют огромное значение для развития, поэтому поверхности и материалы должны быть разными по текстуре: гладкие, шелковистые, шероховатые, грубые и т. д. Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям развития: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Основными этапами проектирования РППС являются: 1. Определение желаемого результата. 2. Постановка целей и задач проектирования РППС. 3. Анализ реальной ситуации (наличие помещений, состояние помещений, наличие материалов и игрового оборудования, кадровый ресурс, реализуемые комплексная и парциальная программы, социальное окружение, региональные особенности и т. д.). 4. Определение проблем и рисков. 5. Описание способов реализации проекта, где формулируется перечень желаемых трансформаций РППС, перечень тех компетенций, которыми должен овладеть педагог. 6. Наблюдение за детьми – какие центры интересны в течение дня, в течение недели, в течение месяца. Анализ центров в соответствии с принципами ФГОС ДО. Анализ элементов РППС – какой уровень развивающего потенциала каждого из элементов. 7. Определение конкретного плана. 8. Реализация проекта. 9. Мониторинг и анализ (соотнесение желаемого и полученного результата).

Выстроенная таким образом работа по проектированию РППС в отдельной группе или в целом в детском саду позволит: • обеспечить целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка; • создать постоянную творческую атмосферу в работе педагогов; • обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей семьи и детского сада. При формулировании целей проекта педагог ДОО должна понимать, что РППС должна представляет собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определенных системообразующих компонентов. Данный принцип дает возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещения ДОО и игровое оборудование.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год