Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Педагогика
Автор: Сабельникова Ирина Сергеевна   
10.05.2020 14:35

Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяИспользование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

воспитатель Сабельникова И.С. Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения»

В нашем Центре функционируют группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 3 до 7 (8) лет с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), задержка психического развития, расстройство аутистического спектра).

В группе кратковременного пребывания дети пребывают 4 часа. За каждой группой закреплены следующие специалисты: воспитатель, учитель — дефектолог, учитель — логопед и педагог – психолог. Основными формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

 

Основными задачами работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья являются

  • развитие общения и игровой деятельности: создание условий для позитивной социализации и развития инициативы ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умений и навыков общения со сверстниками в игровой деятельности; развитие коммуникативных способностей
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: поддержание доброжелательного отношения детей друг к другу и положительное взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности.

При проведении групповых игровых занятий в мы используем элементы педагогической технологии «Круг».

Занятие с использованием технологии «КРУГ» – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.

Воспитатели проводят в группе одну из форм педагогического Круга — Утренний круг, как режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей.

В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего круга — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Утренний круг в дошкольном образовательном учреждении — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего круга ребят воспитатели уделяют особое внимание.

«Утренний круг» проводиться в утреннее время. Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в круге, ребенок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и безопасно.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • создаёт условия для общения детей и взрослых;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • способность планировать собственную деятельность;
  • нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками;
  • развивает навыки культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п.

Этапы утреннего круга:

  1. Приветствие
  2. Обмен новостями
  3. Составление плана дня
  4. Заключение
  5. Приветствие — помогает детям обратить внимание друг на друга, испытывать радость от встречи с друзьями. Эмоциональный подъём способствует речевой активности.
  6. Обмен новостями. Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого. Для детей с ОВЗ уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:
  • Что за погода на улице?
  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц, день недели, число?
  • Кого вы встретили, подходя к садику?
  • Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
  • Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

В целом этот этап позволяет:

  • отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
  • обогатить и активизировать свой словарь;
  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

4. Составление плана. Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий, выкладывает его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты (занятия, показ театрализованного представления, поздравление с днем рождения и т.д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Дети заранее знают, какие события произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появиться пиктограмма «Дом».

5. Заключение – эта часть занятия, как и приветствие, остаётся неизменной длительное время, это даёт возможность детям легче войти в режим дня. Отмечено общим стихотворением, прощанием с героем, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях.

Утренний круг — важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность утреннего круга по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дмитриева В. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. – М.: ЭКСМО, 2011.
  2. Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. «Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ», М.: изд. Теревинф, 2012.
  3. Зарубина Ю.Г., Попова М.Г. «Игровое занятие КРУГ». Сборник «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи» Научно-практический сборник. М.: Теревинф, 2006.
  4. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  5. Клинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПБ.: Речь, 2001.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: — М.: Генезис, 2003.

Конспект

утреннего круга

Цель: создать положительный настрой на весь день, активизировать коммуникативные навыки детей, прививать навыки культуры общения.

Задачи:

  • создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
  • формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
  • стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
  • развитие произвольной регуляции поведения;
  • развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
  • формирование представлений об окружающем мире.

Ход занятия

1. Приветствие

Для сообщения утреннего круга используем колокольчик. Воспитатель произносит слова, все дети садятся, создавая круг.

Колокольчик мой звенит,
Собираться нам велит.
Собираемся в кружок.
Поздоровайся, дружок!

Все тебе мы, (имя ребёнка), рады!
(Имя ребёнка) нам похлопать надо!

- Ребята, а теперь, давайте покажем, где наша правая рука и повторяем за мной.

Здравствуй, правая рука, (протягивают вперед) Здравствуй, левая рука, (протягивают вперед)

Здравствуй, друг, (беремся одной рукой с соседом)

Здравствуй, друг, (беремся другой рукой)

Здравствуй, весь наш дружный круг. (Качаем руками)

Воспитатель:

- Доброе утро, мои дорогие!

- Я очень рада видеть вас всех.

- Соня, ты сегодня такая румяная! Ярослав с Даней удобно устроились рядом. Ярослав с утра немного грустный. Давайте подарим ему хорошее настроение. Как это можно сделать? (Улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе, сделать комплимент.)

- А кто из нас сегодня пришел в синих шортах? А кто сегодня в зеленой футболке? и т.д. о каждом ребенке. (Ответы детей)

Чтобы у всех было прекрасное настроение, я дарю вам... облако. (Элементы психогимнастики, короткие стихотворения, забавные истории, динамичные игры в слова, упражнения с пальчиками.)

2. Обмен новостями

Воспитатель: ребята, мы с вами не виделись целый вечер и ночь. И у вас наверно очень много новостей. Мы будем передавать нашу игрушку по кругу, и каждый, кто захочет, расскажет нам, как он провел свое вечернее время.

Воспитатель напоминает правила:

- Говорит тот, у кого в руках игрушка.

- Внимательно слушаем других.

Вместе с детьми вспоминаем, какое время года, какой месяц, число.

3. Планирование дня

- А я хочу напомнить, что сегодня мы будем делать зарядку, заниматься физкультурой в спортивном зале, будем рисовать, играть, а потом пойдем домой (воспитатель показывает карточки-фото и крепит их магнитами на мольберт).

4. Заключение

Дети берутся за руки и повторяют за воспитателем

Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

- Я желаю вам сегодня, что бы у вас все получалось, хорошего настроения вам. Доброго дня!

- Садитесь все в вагончики и поехали.

(дети берут друг друга за пояс)

* Вот поезд наш мчится, колеса стучат
А в поезде этом ребята сидят.
Чу- чу-чу- чу- чу- чу, бежит паровоз
На зарядку ребят он привез.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год