Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация образовательной среды в коррекционных группах детского сада
Педагогика
Автор: Новикова Светлана Александровна Кобызева Ольга Владимировна Решетникова Лариса Александровна   
27.03.2020 10:41

Организация образовательной среды в коррекционных группах детского садаОрганизация образовательной среды в коррекционных группах детского сада

  • С.А. Новикова заведующий МДОУ д/с «Зернышко» г.Балашова,
  • О. В. Кобызева заместитель заведующего МДОУ д/с «Зернышко» г.Балашова по ВОР
  • Л.А. Решетникова учитель-дефектолог МДОУ д/с «Зернышко» г.Балашова

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте предусматривается определение условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Одна из задач ФГОС ДО – «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

В настоящее время пристальное внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей с различными проблемами в развитии на всех уровнях образования.

 

Наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с особенностями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих дошкольных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.

В нашем образовательном учреждении созданы специальные условия для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья (воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития), а также созданы условия для осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Предметно–пространственная развивающая среда в коррекционных группах детского сада, строится как доступная и безопасная, содержательно–насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ. Данная эффективная образовательная среда соответствует адаптированной образовательной программе ДОО.

Пространство, в т. ч. помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делятся на зоны (центры). Центры оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.

В каждом центре дети могут взаимодействовать в микро-группах, что способствует формированию социальных навыков общения и обучения. В микро-группах, решая общие задачи, дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий. Наличие такой предметно–пространственной развивающей среды дает возможность каждому ребенку успешно развиваться, реализовать свои возможности, образовательные потребности и раскрыть свой личный потенциал.

Подбор и размещение мебели, дидактического материала, игрушек определяется необходимостью безбарьерного передвижения и контакта, дозирования информационного поля, пластичного введения ребенка в различные формы и виды занятий.

В нашем дошкольном образовательном учреждении специфика интерьера и размещения предметного окружения подчинена принципу сохранения стабильности и относительного постоянства. Для того, чтобы дети с проблемами в развитии запоминали порядок хранения различных игрушек, дидактического материала и предметов в группе. А также это позволяет детям не отвлекаться на повторное изучение окружающей обстановки, а концентрироваться на совместных игровых действиях.

Размер игровой комнаты позволят проводить как индивидуальные игровые занятия, так и групповые, в т. ч. игры «в кругу». Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, педагоги подбирают интересные для ребенка, красочные (но не пестрые), легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы.

Еще одним важным условием, которое мы реализуем, является умеренность игрового пространства. Умеренность подразумевает разреженность, неперегруженность игровой комнаты /зоны разнообразными игровыми объектами. Все предметы, находящиеся в помещении функциональны и немногочисленны. Наличие в постоянном поле зрения детей большого количества игрового материала может рассеивать их внимание, отвлекать от непосредственного социального взаимодействия с другим ребенком.

При организации индивидуальных занятий, оборудованы кабинеты для специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) со специально организованным пространством. Все кабинеты изолированы, оборудованы в соотвествии с требованиями Сан Пин и программой. Кабинеты поделены на центры развития, каждый из которых решают свои задачи. Например, центр речевого и креативного развития –отвечает за речевое развитие дошкольников с ОВЗ, центр сенсорного развития –отвечает за формирование у ребенка представлений о цвете, форме, величине предмета и др. Центры оборудованы соответствующими игровыми и наглядными пособиями и играми. Каждый вид игровых материалов располагается на отдельной полке

Вся коррекционно‐развивающая работа нашего детского сада построена на правильной организации образовательной среды, правильном распределении нагрузки в течении дня и координированной работе воспитателей группы, учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384);
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с пробле- мами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006 – 400 с.
  3. Насибуллина А.Д. Специфика использования игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями / А.Д. Насибуллина, М.Н. Хаустова // Новое слово в науке: перспективы развития:
  4. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. — М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003-112с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год