Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная работа «Сказкотерапия у детей дошкольного возраста»
Педагогика
Автор: Мусатова Инна Борисовна, Миронова Наталья Анатольевна   
20.03.2020 20:32

Проектная работа «Сказкотерапия у детей дошкольного возраста»Проектная работа «Сказкотерапия у детей дошкольного возраста»

  • Миронова Наталья Анатольевна, воспитатель группы № 9
  • Мусатова Инна Борисовна, воспитатель группы № 2

ГБОУ Школа № 2051 г. Москва

«Дети тем особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее»

Лев Николаевич Толстой

С древнейших времен наши предки использовали мифы и сказки как воспитательное средство. С помощь удивительных историй они передавали и закрепляли нравственные ценности, прививали младшему поколению правила поведения и закладывали в душу ребенка веру в добро и чудеса. Необычные приключения сказочных и мифических героев, образность языка историй – делают интересной, наглядной и в тоже время безопасной и приемлемой, даже самую суровую мораль; помогают понять законы действительности и передают жизненный опыт из поколения в поколение.

 

Славянские мифы и сказки, как правило, начинаются со слов: «Жили-были…», «В стародавние времена…» или «В некотором царстве, в некотором государстве…» — и сразу становится понятно, что некоторые истории могут произойти и совсем рядом, все будет зависеть от того, насколько близко человек захочет «погрузиться» в происходящее, приблизить себя к событиям, которые происходят в сказке.

Форма метафоры, в которой рождены славянские мифы и сказки, доступна для восприятия детей. Главные герои в мифах и сказках – это, как правило, собирательные образы, а в различных сказках с разными сюжетами даже имена или названия главных героев могут повторяться: Аленушка, Машенька, Иванушка, Добрыня, Лисичка-сестричка, и т.д. Это помогает ребенку соотнести себя с главным героем истории, ведь его воображению никто не ставит никаких преград.

Сюжет сказки или мифической истории легко запоминается и затем продолжает «проживаться» в повседневной жизни малыша, помогая ему принимать решения в различных ситуациях, ведь в сказочных сюжетах зашифрованы и ответы, как «можно» и как «нельзя» поступать в каком-либо случае.

Ребенку наиболее понятны и близки славянские мифы и сказки о взаимодействии человека с птицами и животными, т.к. дети чаще всего идентифицируют себя с ними, им нравиться копировать манеру поведения и движения животных и птиц.

Вoздействовать на развитие личности ребенка через мифологию и сказки можно одним из психологических приемов – через сказкoтерапию. В основе сказкoтерапии лежит прoцесс связи между реальными событиями и сюжетом сказочной или мифологической истории с помощью которого можно искоренять страхи, корректировать поведение и внутреннее состояние ребенка. Область приема сказкoтерапии не имеет ограничений по возрасту и может быть использована в работе с людьми любого возраста.

Мифы и сказки, где есть отрицательные, пугающие персонажи помогают ребенку косвенно «прoработать» свой страх, ведь многoкратно прослушивая, как бы «прoживая» историю вместе с героями, малыш изменяет свое отношение к пугающим его событиям, освoбождается от своих страхов и внутреннего напряжения.

Анализом влияния сказок на формирование личности ребенка занимались Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн и многие другие психологи. Работы российских психологов Эльконина Д.Б., Выготского Л.С. также оказали влияние на развитие сказкотерапии. Эльконин Д.Б. проводил исследование сказок, посредством которых у детей выстраивалось «морально правильное» поведение (научная статья «Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия»).

Виды сказок в сказкотерапии:

  • Художественные – близки народному фольклору и мифам. Главным принципом подобных сказок является «не навреди», поэтому их можно применять без глубоких знаний о принципах сказкотерапии.
  • Психокоррекционные – тип сказок подразумевает мягкую коррекцию особенностей характера и поведения ребёнка. Эти сказки применяются психологами в работе с детьми.
  • Психотерапевтические – являются основным инструментом корректировки страхов и фобий (боязнь темноты, страх высоты и т.п.).
  • Медитативные – в них отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи. Разработаны специально для расслабления после психологического напряжения.
  • Дидактические – создаются для дошкольников, чтобы научить детей в игровой форме чему-то новому.

Образование в дошкольном учреждении ориентировано на развитие личности воспитанника. Формирование художественной культуры, эстетического сознания начинается именно в дошкольном детстве. Одна из важных задач воспитательного процесса – познакомить ребенка с миром изобразительного искусства, музыки и литературы; создать условия для детского творчества, чтобы у детей появилось желание выражать себя через художественное творчество, тем самым раскрывая свои способности.

Детство – время самой искренней и всепоглощающей веры в чудеса, сказку и волшебство; важнейший период для развития образного мышления и воображения. Важно создать условия для педагогической работы, в которых у воспитанников будут проявляться и в дальнейшем развиваться творческие способности. Для того, чтобы создать подобные условия, в которых воспитанники будут иметь возможность не только обучиться художественному творчеству, но еще и смогут «погрузиться» в сказочный, волшебный мир, запланирован цикл взаимосвязанных занятий. К каждому занятию отбирается персонаж из славянской мифологии или сказки, образ которого впоследствии будет изготовлен самими детьми и применен в обыгрывании сюжета данной истории в театрализованной игре.

В изготовлении сказочных персонажей для постановки сказок применяются такие виды изобразительной деятельности, как лепка, аппликация и рисование. Каждый вид этой деятельности обладает своими возможностями в создании персонажа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год