Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.
Педагогика
Автор: Болотова Наталья Викторовна   
14.03.2020 14:07

Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского городского округа Болотова Наталья Викторовна

Оглавление.

  1. Особенности индивидуальной работы с детьми.
  2. Общие характеристики дошкольников с задержкой психического развития:
  • особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
  • анализ и синтез звуковой и звукобуквенный
  • лексический запас детей с задержкой психического развития
  • грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития
  • особенности чтения у детей с ЗПР.

3. Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшего возраста.

 

Скачать конспект

4. Библиографический список.

1. Особенности индивидуальной работы с детьми.

На индивидуальных логопедических занятиях необходимо учитывать:

  1. Первичное нарушении в развитии ребёнка (в данном случае задержку психического развития).
  2. Речевые нарушения у ребёнка.
  3. Индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, его характер.
  4. Возраст ребёнка.
  5. Общие характеристики дошкольников с задержкой психического развития.
  6. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.

2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.

4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга. Например, Кристина С., показывая на двух «злых» персонажей, заявила: «Я его боюсь». На прямой вопрос экспериментатора: «Ты боишься его потому, что он злой?» — девочка ответила: «Нет, он не злой».

5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.

7. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!» Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять занятие или испытание как игру. Очень успешным оказывается опыт предъявления занятия в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта спедагогом. Возможным объяснением этой особенности детей с ЗПР является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития

Фонетические дефекты разнообразны по своим проявлениям и механизмам образования (например, нарушения в речевой моторике, аномалии в строении речевого аппарата, несформированность речеслуховых дифференцировок, дефекты в строении зубного ряда, укороченная подъязычная связка, толстый язык и т.д.

- Одним из основных видов нарушения является смешение сложных по артикуляции звуков (например, свистящие и шипящие), при этом наблюдаются стойкие замены.

- Соноры (л – в).

- Автоматизация звуков происходит значительно медленнее, чем постановка, что происходит за счёт аналитической деятельности.

- Есть затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда.

- Отмечается недостаточность речевой моторики, что проявляется в особенностях движения артикуляционного аппарата, таких как: напряжение мышц языка, вялость кончика языка, трудности переключения с одного положения на другое, плавность переключения.

- Смазывают слова сложной слоговой структуры. Отсюда, речь вялая, нечёткая, интонационно невыразительная. (Тут необходимо отметить, что эти негрубые дефекты являются результатом недостаточной моторной функции артикуляционного аппарата и малой подвижности речевых органов.)

Анализ и синтез звуковой и звукобуквенный –

это их диагностический признак. Исправляется с большим трудом и за больший период. Обычно к шести годам примерно половина таких детей могут выделить гласный в начале слова; в середине и конце слова выделить гласный могут очень немногие.

Немного меньше половины из таких детей способны выделить согласный в начале слова; выделение согласного в конце слова, при стечении согласных является для таких детей наиболее трудным.

Последовательно выделить звуки в слове такие дети тоже не могут.

Лексический запас детей с задержкой психического развития.

Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с задержкой психического развития с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью.

Основные затруднения:

  1. Страдает предметная отнесённость слов (например, все цветы называют названием одного цветка).
  2. Не называют предмет, его свойства и особенности, а описывают ситуацию и действия с этим предметом (например, дворник – подметает всё).
  3. Не называют части предмета, а используют жесты.
  4. Большие затруднения наблюдаются при использовании элементарных обобщающих понятий (например, земляника – эта такая малинка).
  5. Глагольная лексика:
  • редко используют глаголы, обозначающие эмоциональное состояние (испугался, удивился)

- действие в предложении не выделяют отдельно, а соединяют с другим словом (пришла – пришла зима).

6) Ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие признаки и свойства предметов:

  • чаще других используют прилагательные, обозначающие основные цвета
  • любые величины обозначают двумя словами: большой и маленький
  • редко выделяют слова-признаки, обозначающие материал, а если и выделяют, то дают существительное с предлогом (например, игрушка из резины)
  • невелика группа оценочных прилагательных, типа: добрый, смелый; у них это «хороший» или «плохой»

- при подборе антонимов добавляют частицу НЕ.

Отсутствие в словарном запасе ребёнка слов эмоциональной окраски приводит к обеднению их собственных высказываний и затрудняет восприятие художественной литературы.

7) Способность к словообразованию у детей с ЗПР сохранна, в отличие от детей с общим недоразвитием речи. Но т.к. они не умеют выделять и называть признаки предмета, то они признак предмета образуют от самого предмета (например, дерево. Деревянное).

8) Также затруднение представляет включение в предложение имён прилагательных. Прилагательные превращают в существительные (например, составить предложение со словом «круглый». – Кружок).

Грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития.

Бытовая речь производит впечатление благополучной. Категория числа и падежа, в основном, используется ими адекватно.

Основные затруднения:

  1. Затрудняются в отнесении к среднему роду имён существительных, обозначающих собирательные и абстрактные понятия.
  2. Некоторые трудности вызывает употребление родительного падежа множественного числа и тварительного падежа единственного числа. (например, нет ушей – нет уш; спрятался за столом– спрятался за стола).
  3. Проблемы в правильном использовании предлогов в связи с нарушением пространственных представлений (например, киска пьёт молоко из пола).
  4. Распространённые предложения из 5-6 слов вызывают устойчивые трудности при их составлении и повторении.
  5. С трудом понимают конструкции, выражающие пространственные отношения, типа: круг над квадратом, квадрат в круге.

Особенности чтения у детей с ЗПР.

- Особые трудности вызывают слова со стечением согласных.

- Сложности восприятия в тексте большого количества действующих лиц, непонятны поступки героев. Текст могут воспринимать фрагментарно из-за нарушений внимания и памяти.

- Ошибки в дифференциации графем, имеющих сходные элементы.

- Смешивают буквы Е, Ё, Ю, Я.

- Чтение мягких согласных.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 13 (134) выйдет
12 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год