Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности и дошкольного коллектива»
Педагогика
Автор: Егорова Татьяна Хакимовна   
09.02.2020 02:44

«Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности и дошкольного коллектива»«Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности и дошкольного коллектива»

Работая над повышением качества образовательного процесса, мы пришли к выводу, что необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс ДОУ инновационные педагогические технологии имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка, позволяющие ребенку проявить творческий подход, ориентИрованные на формирование творческого мышления и способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих задач.

Реализация содержания обязательных образовательных областей осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми.

Жизнь нашей группы организована на основе специально разработанной системы увлекательных событий; учебное содержание для детей «зашивается» в событийную канву.

События бывают трех видов:

  • Запланированные в конспектах
  • Календарные
  • Спонтанно – случающиеся.
  • Запланированные события: они известны заранее и содержат программный материал.

Так, например, у нас был запланировано событие «Ярмарка посуды», продуктом которого стал созданный детьми каталОг посуды.

 

Календарные события: к ним готовятся заранее, и интенсивность подготовки усиливается по мере приближения события. Например, такие, как дни рождения или другие важные для детей и взрослых даты или события, они тоже планируются заранее, но не предусмотрены конспектами.

Приведу пример. День народного единства – важнейшее событие в жизни нашей страны.

Завершался проект, посвященный этому календарному событию, в течение которого мы с детьми много раз говорили о том, что наша страна – самая большая страна в мире, Россия — наша Родина и она очень большая. Ко мне подошла девочка с вопросом «Если Россия – наша большая Родина, а что такое малая родина? Я слышала, что так по телевизору говорили». Я стала отвечать, к нам присоединились другие дети, началось обсуждение. Так спонтанно возникло следующее событие «День рождения моей малой родины».

И следующий вид событий — Спонтанно – случающиеся. Эти события случаются неожиданно, например, выпал первый снег, расцвел цветок на окне, у кого-то родился братик или появился неожиданный интерес у детей к чему-либо.

Так, например, после просмотра сказки, которую показали детям профессиональнее артисты, у детей появилось желание самим стать артистами и показать какую – либо сказку, что мы и сделали: поставили сказку «По щучьему велению»

Или другое спонтанное событие — приход воспитателя младшей группы с просьбой сделать игру для малышей, или сходить на пешую прогулку вместе с ними, или показать концерт, или сделать игрушку.

Вот так возникли «Забавные общалки» между младшими и старшими детьми.

Разные виды событий составляют определенную иерархию.

Преимущество имеют спонтанные, внезапно случившиеся события: их нельзя перенести, а нужно переживать тогда, когда они происходят. Что касается календарных событий, то они заблаговременно комбинируются с событиями из конспектов.

В ходе реализации образовательных событий мы используем педагогическую технологию Метод проектов. Данная технология уникальна в своем роде, так как в ходе проектной деятельности педагог может работать над формированием всех умений в области технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентностей детей дошкольного возраста. По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей: вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования и др.

Рассмотрим данную технологию, а именно, жизненный цикл проекта «Водопад»

Суть предлагаемого подхода заключается в том, что: Есть точка «А» — это высокая цель, которую мы ставим в самом начале проекта. И есть точка «В» — это результат проекта, его продукт, который мы получаем. Проект делится на несколько последовательных этапов (событий). Решая задачи каждого этапа (события) мы приближаемся к осуществлению поставленной цели.

Большому событию подчинены три — четыре события помельче, но тоже не рядовых. И все они взаимосвязаны между собой. Мы плавно переходим из одного события в другое, как бы двигаясь по каскаду. В итоге через детальную разработку проблемы мы получаем продукт, оформленный тем или иным способом. Такой метод проекта носит название «Водопад»

При использовании метода проектов учитываем ряд требований.

Во-первых, результат, на который сориентирован проект, практически и познавательно значим для его участников.

Во-вторых, поставленная детьми проблема исследуется в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.

В-третьих, содержательная часть проекта основывается на самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Как было отмечено ранее, проблема, решаемая с помощью метода проектов, должна исходить от детей; именно они должны задать тот ключевой вопрос, который станет впоследствии стержнем проекта. Проанализировав имеющиеся знания и опыт детей в данной области, педагог продумывает прием стимуляции их познавательного интереса.

Образовательный процесс развертывается на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий.

Такая совместная деятельность начинается с группового сбора – планирования тематических проектов и текущих событий.

Важно, чтобы все происходящее в группе, планы на будущее, а также возникшие проблемы регулярно обсуждались с детьми и взрослыми.

Вот так мы это делаем в нашей группе: приветствуем друг – друга и обсуждаем наши планы на групповом сборе.

Но прежде чем строить планы, вначале для этого нам необходимо было выявить имеющиеся знания и представления детей по определенной теме и упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Как это сделать?

В младшем возрасте наши дети получили опыт работы с мнемотаблицами, что позволило им в дальнейшем планировать свою работу с помощью вот таких ментальных (мыслительных) карт или, как называют их наши дети, «умных карт».

С помощью карты дети распределяют известную информацию, и это помогает им понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны своих представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки.

Т.к. мыслительная карта – очень удобная и эффективная техника мышления, мы стали применять ее для фиксации идей, упорядочивания информации, принятия решений, планирования.

Готовая мыслительная карта занимает свое место на стене группы, где дети подгруппой или каждый индивидуально могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность Карту можно разместить и в раздевалке. А это отличная возможность для родителей быть в курсе предстоящих мероприятий, чтобы они могли планировать свое участие в них.

Благодаря использованию мыслительных карт в образовательном процессе жизнь нашей группы стала более открытой, интересной и более доступной для родителей.

Дети дошкольного возраста учатся в процессе проживания определенных событий. При этом события, с одной стороны, являются яркими, эмоциональными, привлекательными для детей, а с другой стороны они означают совместную жизнь детей и взрослых, которые эти события проживают.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год